












3 марта 1945 г. в газете «Правда» появилась большая статья специального корреспондента этой газеты по Красноярскому краю А. Ф. Шестаковой «Минусинская проблема». В ней шла речь о месторождениях цветных металлов юга края, «обосновывалась» идея о том, что имеющиеся здесь многочисленные месторождения, из которых добывалась руда еще в глубокой древности и позднее, с 18 века, имеют и сейчас огромные перспективы, но не служат людям только потому, что не ведется как следует их изучение и разведка. Еще не очень четко, но уже звучало, что это происки врагов народа, в первую очередь в среде геологов.
Под руководством автора этой статьи с лихорадочной активностью начался сбор материалов и составление документов, компрометировавших лучших представителей геологической науки и практики. «Труды» А. Ф. Шестаковой запестрели такими выражениями в адрес геологов, как «могильщики полезных ископаемых Красноярского края», «старейшие волкодавы Сибирского Гудковского геолкома» (П. П. Гудков был его директором и в 1919 г. уехал в Америку, «преступление перед государством и народом», «пора раскрыть советской геологической молодежи глаза на всю низость падения некоторых представителей царского геолкома, участников и служащих иностранных акционерных компаний», «прохвосты от геологической службы», «как "был негодяй, таким, видно, и умрет», «их давно нужно в тюрьму сажать и не верить, когда они уверяют, что «перековались» и т. д.
Весной 1949 г. в Красноярске было организовано Главное управление МВД СССР по разведке и эксплуатации месторождений и строительству предприятий цветных и редких металлов в крае, которое было названо «Енисёйстрой» МВД СССР. В его подчинение перешли все геологические организации, проводившие в крае работы на цветные и редкие металлы.
Многие геологи края и страны были репрессированы и оказались в лагерях Колымы, Норильска, Красноярска. При «Енисейстрое» было создано Особое техническое, бюро (ОТБ-1) из специалистов-заключенных (геологов, обогатителей, химиков и др.). Содержались они в лагере УП-8, который располагался на территории нынешнего института «Сибцзетметниипроект» в Красноярске. Здесь отбывали срок крупнейшие ученые-геологи М.П.Русаков (1892-1963 гг.) — бывший сотрудник Сибгеолкома, академик АН Казахской ССР, заслуженный деятель науки и. техники; В М. Крейтер (1897—1966 гг.) — профессор из Москвы, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР (о нем «ЕГ» рассказал 26 августа 1989 г.); М. М. Тетяев (1882—1956 гг.) из Ленинграда, А.Я. Булынников (1892-1972 гг.) и М. И. Кучин из Томска — профессора, доктора геолого-минералогических наук. Были и молодые геологи Д. И Мусатов, Ю.Ф.Погоня-Стефанович и др.
Все: они вели научные исследования по месторождениям и районам деятельности: «Енисейстроя», выезжали (под конвоем) на полевые работы, писали геологические отчеты, но оставались безымянными. Место в их отчетах, где обычно указываются фамилии авторов, не заполнялось.
В октябре прошлого года группа специалистов объединения «Красноярскгеология» обратилась в Красноярский горисполком с письмом такого содержания: «Председателю исполкома Краоноярского городского Совета народных депутатов т. Кузнецову В. С., копия председателю Красноярского общества «Мемориал» т. Сиротинину В. Г. В 1949 г. была незаконно репрессирована большая группа геологов, занимавшихся поисками и оценкой месторождений полезных ископаемых в Красноярском крае. Часть из них отбывала срок в лагере, существовавшем при Особом техническом бюро (ОТБ-1) «Енисейстроя» МВД СССР. Этот лагерь находился на территории нынешнего института «Сибцветметниипроект» (ул. А. Прушинской, 5). Впоследствии все репрессированные лица были реабилитированы в судебном порядке. На основании Постановления ЦК .КПСС «Об увековечении памяти жертв репрессий периода 30—40 гг. и начала 50-х годов» просим Вас вынести решение об установке мемориальной доски на здания указанного института — в знак памяти о геологах, пострадавших от необоснованных репрессий».
Недавно на это письмо получен ответ: «Отдел культурны по поводу вашего коллективного письма сообщает: 24 ноября 1989 г. исполком горсовета принял решение № 447 «Об установке памятной доски с память жертв репрессий периода 30—40-х и начала 50-х годов на здании института «Сибцветметниипроект». Зав. отделом культуры горисполкома Р. П. Гостева».
А. ПОЛУШИН.
НА СНИМКЕ: в этом здании работали заключенные- геологи лагеря УП-8 при ОТБ-1. Фото 1989 г.
Енисейский геолог 24.01.1990