Чем больше времени проходит с той зловещей поры, тем острее встает мучительный вопрос — где находятся безымянные могилы, в которых покоится прах сотен тысяч, миллионов наших сограждан, чья жизнь была оборвана системой сталинизма.
Приговоренных к девяти граммам свинца старались уничтожить на месте, не откладывая приговор в долгий ящик. А своей очереди ждали очередные жертвы...
Существовала плановая разнарядка на количество «врагов народа» для городов и районов, деревень и колхозов. Невыполнение линии автора концепции «усиления классовой борьбы» грозило смертью самим исполнителям.
Такие чистки практиковались и среди работников НКВД. Поэтому палачи поневоле и по убеждению старались оправдать доверие. Ни один населенный пункт, ни один город не миновали жернова геноцида. Не исключением оказался Ачинск с прилегающими районами.
Татьяна Степановна Коренева, будучи узницей Ачинской тюрьмы, по ночам с другими осужденными убирала подвальные камеры, где в дополнение приводился приговор. Здесь же в 1937году был расстрелян ее отец.
Ныне покойны Рязанов, работавший сторожем в детском саду в деревне Малая Ивановка, вспоминал, как в 1937—38 годах он возил трупы от здания НКВД в район шахт и оврагов близ Ачинска.
Газета «Красноярский рэбочий» уже рассказывала, об одном из предполагаемых мест захоронений жертв репрессий а районе ачинского аэропорта. А мы. хотим привести доказательства того,, что подобные захоронения были и в других частях города Ачинска и его окрестностях. Эти данные собраны городским обществом «Мемориал» на основании свидетельств граждан.
Фронтовик, орденоносец Мердеев, прошедший войну от первого дня до последнего, повидавший немало крови и смертей, не может равнодушно говорить о том, что творилось в 1937 году в Ачинске.
— Ежедневно сотрудники; НКВД заставляли тех, у кого; имелись повозки и лошади. возить землю, навоз и просто отходы в район нынешней фабрики игрушек. Там, за тыльной стороной современного цеха нашли свой конец сотни погребенных. Палачи не успевали закапывать свои жертвы ночью, поэтому горожан' заставляли днем доделывать эту работу.
Мердеев сам видел торчащие из песка руки и головы убитых..
По рассказам старожилов, тех, кому не хватало для смерти пули, убивали ударом топора или другого тяжелого предмета. Так усердствовали некоторые чрезмерно ретивые исполнители приговора.
Напротив фабрики игрушек у автозаправочной станции для; «личного транспорта в 1980 году тогдашнее УММ № 1 ДРСУ взялось строить гаражи. Наняли бригаду «шабашников».
Рыть котлованы , под фундамент — «стаканы» для монтажа свай каркаса здания — решили экскаватором. Благо, механизмы были свои.
Рассказывает один из руководителей строительства Леонид Макарович Кузнецов.
—Экскаватор углубился где- го на метр в грунт, как вдруг ковш вместе с песком высыпал на свежую насыпь несколько черепов и костей. Всего мы насчитали семь черепов, в затылочной части которых были отверстия. Если не находили отверстия, то при потряхивании черепа можно было слышать побрякивание внутри. Одну из пуль, сплющенную с одной стороны, я принес во двор. К находке отнеслись настороженно, чего-то боялись», — задумчиво произносит Леонид Макарович.
— Или сами были такими. — вступает в разговор Сергей Лапшин, тоже очевидец тех событий. — Особенно мне запомнились остатки женской сумочки. .Шесть или семь отделений я насчитал.
— А меня как товароведа, — говорит жена Сергея. — удивила подошва женской туфельки. Добротно сделана. Наверное. из интеллигентных была... убигая?
— Мы, естественно, вызвали милицию, — говорит Кузнецов. — Но приехавшие представители власти приказали все закопать. и поменьше распространяться.
То же самое было предложено сотрудниками МВД и КГБ. а также властями города и в 1976 году, когда на месте расширения взлетной полосы городского аэропорта были обнаружены похожие захоронения. Вердикт — «колчаковщина». Но почему же тогда на месте захоронений находили пачки от махры Т937-го и спичек —1935 года?
Что-то не сходятся концы с концами в версии о жертвах колчаковцев. И если, предположим, это и так, то это тоже наши, советские граждане, уничтоженные маньяками, другими маньяками.
Итак, достоверно известно, что в Ачинске в 1937—38 .годах работал конвейер по уничтожению людей. Естественно, похоронили их здесь же, в городе и окрестностях. Круг возможных мест захоронений очерчен, и весьма конкретно. История не простит нам, если расстрелянные не будут похоронены по-человечески.
На месте братских могил должны стоять памятники. Пусть скромные, как скромна была и их жизнь, честная и простая. Беспамятство может привести нас к повторению черного прошлого.
На захоронения должны лечь живые цветы. Поклониться праху убиенных будут приходить потомки.
С. ПЕСТЕРЕВ,
член правления общества «Мемориал»,
Л. ОРЛОВСКИЙ, нешт. корр. «Красноярского железнодорожника».
«Красноярский железнодорожник». 27.01.1990