VI съезд комсомола, прошедший в июле 1924 года, был первым после смерти В.И.Ленина. Съезд утвердил название союза Ленинским и принял манифест ко всем комсомольцам, всей рабоче-крестьянской молодежи страны.
По примеру Коммунистической партии, объявившей ленинский призыв рабочих в свои ряды, комсомол принял решение «О кампании по вовлечению членов РКСМ – рабочих от станка в РКП(б)».
В январе 1924 года в Енисейской губернии (в состав которой входила тогда Хакасия) в период ленинского набора в комсомол вступило 619 человек, из них 500 – рабочих, а в партию – 250 комсомольцев.
Через год, в январе 1925 года, бюро Усть-Абаканского райкома РЛКСМ записало в своем решении: «В день годовщины смерти В.И.Ленина рекомендуем пополнить ряды партии нашими комсомольцами, которые могли бы действительно быть честными и выполнять заветы Ильича, это М.Идинов, М.Торосов, И.Таштандин, Ф.Станишевский, Г.Интутов, А.Плотникова, А.Конопелько».
По-разному сложилась судьба этих лучших комсомольцев Хакасского уезда.
Михаил Торосов родился 21 ноября 1900 года в деревне Означенное Минусинского округа в семье рабочего золотых приисков. Семнадцатилетним юношей встретил Октябрьскую революцию. Трудовую жизнь начал рано, вместе с отцом еще до революции работал на строительстве железной дороги Ачинск–Минусинск (Ачминдор), по найму у баев, а с 1917 по 1919 годы – у кулаков. В 1919 году поступил в Красноярске в акушерско-фельдшерскую школу, которую закончил в 1923 году. Учился с большими материальными трудностями, днем работал чернорабочим, а вечерами – учеба. В 1923 году после окончания школы был направлен в село Усть-Есь Аскизского района. В этом же году вступил в комсомол, поэтому, приехав в Усть-Есь, создал комсомольскую ячейку.
Комсомольская ячейка была небольшая, всего из 8 человек, однако о ее деятельности скоро узнали не только в районе, но и в уезде. Комсомольцы создали небольшой отряд для борьбы с бандитами, ночью охраняли покой своих сельчан. Бывало в ночных схватках теряли своих товарищей.
Днем ребята работали, в свободное время проводи политчитки, устраивали красные вечеринки, посиделки. Михаил Торосов зарекомендовал себя энергичным организатором, боевым вожаком комсомола. Ветеран партии и комсомола Сергей Ефимович Инкижеков вспоминает, что впервые о М.Торосове он услышал в Усть-Еси в 1924 году, его хвалили, говорили, что он активный комсомолец, хорошо работает. Впоследствии в январе 1930 года С.Е.Инкижеков в селе Аскиз познакомился с М.Г.Торосовым, а позднее ему пришлось работать вместе с ним.
Работая секретарем Усть-Есинской комсомольской ячейки, М.Торосов проявил себя как хороший пропагандист, часто выступал перед земляками с лекциями и беседами. Поэтому Уком ВКП(б) в 1925 году утвердил его партийным пропагандистом в передвижной школе политграмоты. Два года ездил Михаил по селам и улусам Хакасии, совмещая должность пропагандиста и фельдшера.
В середине двадцатых годов только началась складываться молодая хакасская интеллигенция, которая активно включилась в социалистическое строительство. Среди них И.М.Киштеев, А.И.Кузургашев, Н.С.Одежкин, М.Г.Торосов, П.И.Штыгашев и другие.
За активную агитационно-пропагандистскую работу М.Торосов был введен в состав окружкома РЛСМ. (Уездный комитет комсомола просуществовал до конца 1925 года, затем был реорганизован в Хакасский окружком комсомола. Образование Хакасского округа явилось новой ступенью в образовании советской национальной государственности в Хакасии, создало условия для преобразования округа в 1930 году в Хакасскую автономную область).
В июле 1927 года М.Г.Торосов был утвержден секретарем окружкома комсомола вместо И.М.Киштеева. Сразу же он окунулся в дела и заботы комсомольских ячеек.
В апреле 1928 года Михаил Торосов вместе с секретарями райкомов комсомола Аскизского и Черногорского Георгием Кучендаевым и Андреем Диановым принимал участие в работе III Сибирской комсомольской конференции в Новосибирске. На этой конференции М.Торосов был избран делегатом на VIII съезд ВЛКСМ. Бюро Хакасского окружного комитета комсомола 26 апреля 1928 года принимает специальное решение «Об отъезде т.М.Г.Торосова на VIII Всероссийский съезд ВЛКСМ».
5-6 мая 1928 года состоялся VIII съезд ВЛКСМ. На нем присутствовало 1084 делегата, представлявшие 1960 тысяч комсомольцев страны. Хакасская комсомольская организация была частицей почти двухмиллионного отряда членов ВЛКСМ, входили в нее 1078 комсомольцев. В условиях, когда не в каждом селе и улусе Хакасии имелась партийная организация, роль комсомола, как помощника партии в решении политических и хозяйственных задач, была особенно велика.
В условиях округа огромное значение приобретала ликвидация неграмотности. Так, в 1927-1929 годах общий процент неграмотности населения по Верх-Аскизскому району составил 87,5. Для всех комсомольцев важным стал лозунг «Каждый грамотный – обучи неграмотного». В округе работало 136 общеобразовательных школ, 59 из которых были национальными. Но этого было недостаточно. На местах с помощью комсомольцев создавались штабы и пункты по ликвидации неграмотности. Так, в Таштыпском районе в 1928 году работало 13 ликвидаторских пунктов, в них обучалось 651 человек, большей частью молодежь.
В с.Бея было проведено комсомольское собрание «О значении школы крестьянской молодежи», которое призывало всех юношей и девушек учиться. С помощью комсомола в 1928 году в округе было создано 4 школы-передвижки на хакасском языке.
В результате проведенной работы по ликвидации неграмотности за период с 1924 по 1930 годы на ликпунктах и школах Хакасии было обучено около 20 тысяч малограмотных, из них 55,6 процента – хакасов. Эта работа продолжалась и в тридцатые годы.
Комсомольцы активизировали работу по обследованию бытовых условий населения. Так, в 1929 году при окружкоме был создан отряд «Красный крест», который в августе-сентябре побывал в 52 улусах Чарковского района, где обследовал 2440 хакасов.
12 сентября 1928 года бюро Сибкрайкома ВЛКСМ освободило М.Г.Торосова с комсомольской работы, в связи с переводом на партийную. Сначала его направили работать в Красноярск заведующим Хакасским отделением совпартшколы. А с 1929 года для М.Г.Торосова началась партийная и советская работа в Хакасии. В октябре 1935 года М.Г.Торосова избирают председателем облисполкома.
Важным событием в жизни Михаила Григорьевича стало участие в VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР, который открылся 25 ноября 1936 года. Во время работы съезда он пишет письмо домой жене Клавдии Терентьевне, где делится впечатлениями: «25 ноября 1936 года, 5 часов вечера, вернее, за полчаса, а некоторые делегаты за час заполнили Большой зал Кремлевского Дворца, к 5 часам вечера мы, все делегаты, сидели на местах. В 5 часов в президиум вошел М.И.Калинин, зал встретил его бурной овацией, криками «Ура!». После его речи пошли Молотов, Сталин, Ворошилов, Буденный, Каганович, Андреев, Сулимов, Коссиор и другие. Зал встретил их бурной овацией, стоя долго, около получаса, аплодировали с криками «Ура!».
Не знал тогда Михаил Григорьевич, что буквально через год его арестуют по ложному обвинению. A пока он полон впечатлений от съезда, от доклада Сталина. «Из этого съезда, – пишет М.Г.Торосов, – я сделал себе вывод, что нужна большая ответственность в работе. Характерно, Клава, то, что ни один выступающий не говорил речь без записи, у каждого целиком записывалась речь и почти все читали свои речи». Для него это казалось удивительным, сам он не любил читать с бумаги выступления. На съезде М.Г.Торосов был вместе с известным в Хакасии чабаном И.Ф.Чертыгашевым, в письме он сообщал, что вместе с Чертыгашевым выедут домой числа 6 декабря. А 5 декабря делегаты VIII съезда Советов СССР утвердили Конституцию СССР.
Возвращался со съезда М.Г.Торосов полный оптимизма и желания работать. Однако, в октябре 1937 года по ложному обвинению Михаил Григорьевич был арестован. В семье Торосовых сохранился протокол обыска от 12 октября 1937 года, проведенный оперуполномоченным НКВД Барановым. При обыске были изъяты и включены в протокол: паспорт, партбилет, пакет на имя Сталина, профбилет, удостоверение на право хранения оружия, револьвер системы Коровина.
Партбилет Михаил Григорьевич не отдал, сказал Баранову, что «не вами он мне дан и вам его я не отдам». На вопрос жены: «За что обвиняется мой муж?» ей ответили: «Вам знать не нужно».
В Абаканском НКВД Торосов находился несколько дней, затем он был направлен в Красноярск. Оттуда Михаил Григорьевич написал одну небольшую записку, в которой просил переслать ему белье и немного денег. В начале июня 1938 года Клавдия Терентьевна поехала в Красноярск, чтобы увидеться с мужем и отдать передачу. Однако встретиться с ним не удалось, но передачу приняли. После этого связь с М.Г.Торосовым прекратилась. Позже выяснилось, что его через месяц – 13 июля 1938 года приговорили к расстрелу по статьям 58-1а, 58-г, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР.
Трудно пришлось семье Торосова, но дети выросли хорошими людьми, получили образование. Однако клеймо «дети врага народа» оставалось за ними долгие годы. Только после XX съезда КПСС был посмертно реабилитирован М.Г.Торосов.
В.Тогужекова,
кандидат исторических наук
«Вестник Красноярского краевого комитета КПСС», № 1, январь 1990 г.
Издательство «Красноярский рабочий»