Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Крестьянский защитник


Возвращенные имена

Семь лет Иван Леонтьевич Шадрин не расставался с оружием, боролся за Советскую власть. Смерть ходила за ним по пятам, но в боях он никогда не прятался за спины товарищей. Прошел по фронтам первой мировой и гражданской войн. Крестьянин, член ВКП(б), с 17-го года стал командиром эскадрона.

Иван Леонтьевич родился в деревне Денисово Рождественской волости Канского уезда. От отца – Леонтия Мокеевич – унаследовал профессию пахаря. Рано привык к крестьянскому труду. Быстро, «самоучкой» освоил грамоту.

Он – Георгиевский кавалер, старший унтер-офицер. На фронте встретил революцию...

В начале 1918 года вернулся в родное с.Денисово, к семье, где его ждали жена, сын, дочь, старики-родители, братья. Но отдых у бывшего фронтовика оказался коротким – грозные события прокатились по Сибири... Летом 1918 года против молодой Советской власти поднял мятеж контрреволюционный чехословацкий корпус и выступили белогвардейцы. А вскоре установилась диктатура Колчака. На севере Канского уезда большевики во главе с бывшим председателем Тасеевского волисполкома Василием Яковенко уйдя в подполье, начали готовить вооруженное выступление крестьян против кровавого режима.

В деревне Денисово партизан возглавил Иван Шадрин. Его избрали командиром 3-го эскадрона 1-го Советского Кайтымского кавалерийского полка. В этом отряде воевали и его братья.

В августе 1919 года, когда у партизан выдалась небольшая передышка перед решающими боями, на I Военно-Армейском съезде делегатов Северо-Канского фронта Иван Шадрин избирается в авторитетный орган Тасеевской республики – Совет народного хозяйства. В короткий срок с боевыми товарищами он проводит огромную работу по снабжению армии оружием, боеприпасами, продовольствием. Руководит уборкой партизанского хлеба. А в декабре 1919 года вновь на передней линии огня: участвует в знаменитом Улюкольском бою, после которого была полностью очищена от колчаковцев территория Тасеевской партизанской республики.

В январе 1920 года Шадрин добровольно вступает в Красную Армию. Его путь с боями пролег через Тайшет, Нижнеудинск, Иркутск – на Байкал. А потом – в Крым, бить Врангеля. После разгрома «черного барона» Тридцатая дивизия, в которой воевал сибиряк, взялась за Махно...

Лишь в сентябре 1921 года бывший комэск вернулся в родные края.

И.Л.Шадрин снова берется за крестьянский труд и одновременно активно работает в Рождественской и Денисовской комячейках. Что волнует его? Прежде всего, нравственная сторона жизни нового общества. Не раз избирается молодой большевик председателем дискуссионного суда денисовских ячеек РКП(б) и РКСМ. Его волнует жизнь молодежи. И каждому он – защитник и друг. Большим авторитетом денисовцев пользовался партизанский вожак. И его, хорошо знающего крестьянское дело, земляки выбрали председателем коммуны, которая родилась весной 1920 г. на месте выжженной дотла колчаковцами деревеньки.

Были у коммунаров и радости, и успехи, и промахи. Но вот наступило время тревоги. Когда начался разгром крестьянства путем великого хлебного грабежа, путем «раскулачивания» середняков и бедняков и насильственной коллективизации, большевик Иван Шадрин открыто выступил против таких методов «построения» социализма. Смелый боец партии, он говорил прямо: Ленин этому не учил!..

Товарища по борьбе поддержал приехавший в коммуну бывший нарком земледелия России – Василий Григорьевич Яковенко. Он выступил на открытом партийном собрании Денисовской ячейки ВКП(б), на котором присутствовали комсомольцы и беспартийные, и сказал: «Шадрин прав бить тревогу перед партией!..»

Но уже началось шельмование бывшего командира эскадрона, большевика со стороны секретаря Денисовской ячейки – Ивана Обухова: «...у Шадрина была боязнь за раскулачивание деревни... он считает, что коллективизация, проведенная в настоящее время – безжизненна!»

1929 год. Проводилась очередная чистка партии. Комиссия обвинила Ивана Шадрина в «правом уклоне» и в «правой» ошибке, которую он не признал. 15 июня 1929 года его исключили из партии.

Летом 1931 года И.Л.Шадрина арестовали органы ОГПУ, отправили в Иркутск, где он через год и погиб.

Даже мертвый И.Л.Шадрин был опасен для карьеристов и приспособленцев в партии. Говорят документы. 27 марта 1933 года комиссия по чистке красногвардейцев и красных партизан Дзержинского района под председательством Александра Обухова (в состав комиссии входил и Обухов Иван), рассмотрела материал: «Установлено, что тов.Шадрин вступил в ряды красных партизан с начала возникновения партизанского движения и до конца ликвидации армии Колчака, но т.Шадрин осужден за контрреволюционное выступление на 5 лет, а потому т.Шадрину в правах на льготы отказать».

Из справки Красноярского краевого суда: «Дело по обвинению Шадрина Ивана Леонтьевича пересмотрено на Президиуме Красноярского краевого суда 30 декабря 1960 года. Постановление Особого совещания ОГПУ СССР от 22 августа 1932 года в отношении И.Л.Шадрина отменено и дело производством прекращено за отсутствием состава преступления. Шадрин И.Л. – реабилитирован. Зам. председателя краевого суда – М.Матвеев».

Прошло шестьдесят лет, прежде чем партии было возвращено честное имя ее рядового бойца – большевика Ивана Леонтьевича Шадрина: решением бюро Красноярского крайкома КПСС от 23 февраля 1989 года он был реабилитирован в партийном отношении (посмертно). Еще раньше, в 1983 году, сто именем была названа одна из центральных улиц села Денисова. На доме, где жил партизанский командир и председатель коммуны, установлена мемориальная доска, на которой, как кровь, багровеет знамя.

В партии идет очищение правдой. Хотелось бы знать: мучает ли совесть и ныне здравствующих воителей, которые «раскулачивали» деревню, громили «правых», «потерявших классовое чутье», выискивали «вредителей», шельмовали настоящих большевиков? Какую нравственную оценку этим коммунистам даст партия?

В.Боровец,
член КПСС

«Вестник Красноярского краевого комитета КПСС», № 2, февраль, 1990
Издательство «Красноярский рабочий»


/Документы/Публикации/1990-е