Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Все сгорело в топке ненависти


Я ПИШУ ВАМ из далекого Ленинграда, но мой голос обращен к жителям Красноярска.

В последнее время, мы не удивляемся частым разводам распадам семей. А ведь из рассказов стариков, из прежней литературы знаем, что несколько десятилетий назад ни чего устойчивее семьи у нас  в стране не было. Конечно, они были разные: и дружные, и скандальные, и несчастливые — всякие. Но даже в несчастливое семье разорвать семейные узы считалось великой потерей, неудачей и грехом.

Почему же Сейчас так непрочна семья? Оказывается, мь все 70 лет, если вдуматься, упраздняли институт семьи. Начинали с уничтожения целых родов. Сперва — интеллигенции, купечества, дворянства, г затем добрались и до потомственных семей рабочих и крестьян. Разрушились семейные гнезда, беспризорные дети не трогали сердца, брошенные старики не вызывали слез — все сгорело в топке ненависти и взаимной борьбы.

Давайте хотя бы проследим судьбу известных нам родов: Юдиных, Гадаловых, Крутовских, Абалаковых. Людей выгоняли из домов, считали «лишенцами», так их тогда называли, переселяли в другие места, не давали работать, учиться. Люди вынуждены были отказываться от своих отцов, братьев.

У семейства Юдиных, например. национализировали дом. Семья Крутовских в первые годы Советской власти находилась под покровительством В. И. Ленина, а потом все-таки главу семейства репрессировали, а оставшиеся вынуждены были влачить жалкое существование. Врач Г. И. Белянин ужасался обстановке, в которой жили Крутовские. Они не имели даже постельного бельяна кроватях. Ходили сестры Крутовские в одежде, сшитой из мешковины.

А сёмёйство Гадаловых— большой дружный род? Оно тоже распадается. У них конфисковали дома. Сыновья Гадаловых, чтобы спастись, разъезжаются, кто в Ленинград, кто за границу.

Семейство П. П. Жукова из дома выселено не было, но Петра Петровича — купца мясоторговца сажают в тюрьму. требуя от него выкупа в вида золота. Он смог отдать все свои золотые вещи, и его выпустили на свободу, но вскоре он умер от скоротечной чахотки. Ёго дочь Екатерина уехала из Сибири в Ленинград  и обратно в Красноярск „уже не возвращалась...

Печальна судьба семейства Абалаковых. Отец семьи был мукомолом. В  20-е годы семью раскулачили. Ночью ворвались в дом. приказали всем быстро собираться, отец и мать Абалаковы кое-как оделись, наспех собрали детей. Потом их посадили на сани — дело было зимой — и отправили в неизвестном направлении. Обозы проходили через Красноярск. Хорошо, что Абалаковых увидела Глотова Мария Ивановна. Она и взяла трех сыновей Абалаковых: Виталия, Михаила и Евгения — на  воспитание.

Правда, старые устои этих несчастных семей были так крепки, что даже такое лихолетье не сломило их души, не уничтожило людей, не сделало их жалкими духовно, уродливыми нравственно. И семейство Юдиных смогло частично встать на ноги: внук Геннадия Васильевича Юдина Константин Алексеевич  окончил Красноярский педагогический институт, в последствии стал доктором биологических наук, другой внук  Алёксей Леонидович. тоже получил высшее образование. Екатерина Петровна Жукова окончила университет и стала преподавателем английского языка. Сестры Крутовские окончили педагогический институт. Евгений Абалаков занялся скульптурой, Михаил и Виталий стали известными на весь мир восходителями-скалолазами (на самом деле Евгений и Виталий - ред. сайта)Александр Николаевич Гадалов после института работал инженером в Ленинграде:

Семейные традиции, хорошее воспитание сказались на судьбе этих людей. Они создали новые семьи, и традиции в них остались прежними: любовь, дружба, уважение друг к другу и высокая нравственность.

У киргизов считается уважаемым тот человек, который может перечислить семь колен своих предков, А сколько колен может насчитать сегодня русский человек? От силы два. Нас все это время толкали к тому, чтобы мы забыли свои корни: безликими людьми, не помнящими своих истоков, легко управлять. Вспомните, сколько согнали со своих мест, расселили по глухим местностям крестьянских родов, сколько людей старались умолчать о дворянском или купеческом происхождении, чтоб не навредить своим будущим детям.

Поэтому неудивительно, что многие семьи не знают и фотографий родственников. Чаще - все это сохранялось у людей посторонних, тех, кто вне подозрений, к которым переходили семейные реликвии.

А раньше, придя в любой дом, на почетном месте можно было увидёть Семейный альбом, открыв который, видели лица давно ушедших людей, знакомились с историей рода. Эти фотографии хранили память о минувшем и давали уверенность в будущем.

Мой отец. Юдин Константин Алексеевич, никогда не рассказывал о своем детстве, своей семье. Екатерина Петровна Жукова отреклась от своего отца, но ведь вина её не столь  велика: семейное прошлое закрывало ей путь в институт и возможность заниматься преподавательской деятельностью.

Горько и обидно все это. Люди! Вспомните о своих предках, тогда не будет запустевших кладбищ, ничейных могил. Узнав свои корни, мы будем уважать друг друга. И может быть, когда-нибудь опять окрепнут и разовьются у нас семейные традиции, не будут так часто распадаться наши семьи.

Как хорошо звучат слова «глава семьи» Все семейство могло обратиться к главе семьи за советом, помощью. Глава семьи был духовным началом всего рода. Сейчас, к сожалению, главой семьи, как правило, считается тот, кто получает большую зарплату: если жена — то она, если муж — то он. А дело ведь совсем не в этом.

Мы часто говорим об Америке, о бездуховности некоторых людей, в ней живущих, и их нелюбви к памяти о прошлом, легкости и неглубине отношений. Я думаю, что здесь дело в том, что люди, «унесенные ветром» с других континентов, потеряли связь со своей Родиной, своими корнями, а дерево без корней мертво.

Так давайте же не будем Иванами, не помнящими родства. Пусть каждый из нас постарается найти свою маленькую Родину, вспомнить забытых предков.

Простите за несколько экзальтированное письмо, но так хочется сказать все то, что наболело на душе. Я правнучка Геннадия Васильевича Юдина. Живу в Ленинграде. Интересуюсь историей Красноярска и историей старинных семейств.

ИРИНА ЮДИНА.
г. Ленинград.

Красноярский рабочий 02.07.1990


/Документы/Публикации/1990-е