












В детстве мне казалось, что кладбища вечны. Потока пришлось узнать, что через 25— 30 лот «города мертвых» ликвидируются — сравниваются с землей. Почему-то как должное воспринимается это бесчеловечное, антигуманное постановление. С ним но спорят. Но ведь так быть но должно!..
Сотни норильчан, пришедшие в нынешнем апреле но организованную «Мемориалом» панихиду под Шмидтихой, сказали об этом яснее ясного: самое большое и самое известное в нашем городе первое массовое кладбище не должно быть заброшено! Оно и так уже почти утрачено — часть могил ушла под бетонку автотранспортного предприятия ПСМО «Норильскстрой», часть — под отходы обогатительного производства, только некоторые могилы перенесены на новое место. От огромного прежде захоронения осталась небольшая площадка, но и ее пытаются превратить в свалку, разместив рядом новостройку — будущую диспетчерскую.
Каждую весну ручьи вымывают останки тех, кто жил 'когда-то в старом Норильске. Одни были вольнонаемными, другие мучительно отбывали свой срок в лагерях. Их хоронили рядом: разными были их судьбы при жизни, но смерть уравнивала всех. Оберегать покой мертвых — обязанность ныне живущих.
Мы теперь знаем, что среди заключенных Норильлага были тысячи невинно репрессированных. Их имена будут увековечены в Мемориале. Пока же над их братской могилой — лишь простой деревянный крест с ‘надписью: «Мир праху, честь имени невинно репрессированных узников Норильлага»
Этот крест был установлен два месяца назад, когда в Норильске впервые проводилась Недели памяти узников Норильлага, Но тогда на снежном силоне горы крест был просто символом будущей могилы.
И пот новая акция, организованная «Мемориалом», — перезахоронение останков в братской могиле, над которой стоит теперь крест, а рядом на бетонной плите скоро будет воздвигнута небольшая часовня.
Помочь «Мемориалу» пришли в минувшую' субботу, 30 июня, неравнодушные люди: большую помощь оказала старая норильчанка, много лот возглавляющая бюро ритуальных услуг комбината коммунальных предприятий, — Людмила Игнатьевна Бабичева и работники производственного объединения «Норидьскбыт» В.Н. Кучер, С. Г. Мордечко, Н.А. Хлыстунов, М. И. Мухин, Оэимко, Е. Н. Сомахин и Н.Н, Зимин. Вся работа по захоронению Шмидтихой останков выполнена бесплатно, безвозмездно изготовлены гробы.
В воскресенье, 1 июля, у могилы собралось два-три десятка человек. Вручную подносили землю, сажали на могиле цветы. Звучали на небольшом митинге и стихи (строки собственного сочинения читала внучка невинно репрессированного Вера Григорьевна Коцарь), и речи. Перед собравшимися выступили члены правления городского общества «Мемориал» С. Г. Эбеджянц, Г. Д. Чебурашкин. Сто алых роз были разбросаны по всей территории бывшего кладбища. А когда на минуту воцарилось над могилой молчание, думать хотелось словами женщины, сказавшей от общего имени: «Простите, дорогие!- Простите нас — мы поздно спохватились. Но мы искренне хотим, чтобы в нашей горькой истории не было больше беспамятства, чтобы черное время репрессий не возвратилось никогда...»
Фоторепортаж А. МАКАРОВОЙ, Е. ПОНОМАРЕВА.
Заполярная правда 05.07.1990