250-летняя история Минусинска - это не только история зданий, событий великих и малых, свершившихся на его улицах. Но и судьбы людей, живших и творивших в нем, оставивших свой след в памяти современников и потомков. В Минусинске многие из старожилов, причем не только верующие, хорошо помнят священника Всеволода Николаевича Баркова, служившего в 1940-х годах в Спасском соборе.
По просьбе Минусинского "Мемориала" дети В.Н.Баркова написали воспоминания о нем. Предлагаем их в сокращенном изложении.
Родился Всеволод Николаевич в семье дьякона в с.Медведском Ачинского уезда. Его отец - Николай Иванович, умер рано, когда Всеволоду было лишь 10 лет. Многое пришлось пережить молодой вдове с тремя детьми, не имея ни специальности, ни пенсии. Проживая по семьям многих родственников, она прирабатывала шитьем. В детях сумела воспитать самостоятельность, трудолюбие, деликатность и уважение к людям. Мечтала дать им образование.
Переехав в Красноярск, она устроилась работать кастеляншей в епархиальное училище, где училась дочь. Сыновей устроила сначала в то же училище, а затем в семинарии. Всеволод был от природы одарен способностью прекрасно, четко, лаконично, излагать мысли. Сразу схватывал основную тему прочитанного. Учился он хорошо, был вторым учеником по успеваемости.
В 1913 году Всеволод Николаевич окончил с отличием духовную семинарию. Ему предлагали сразу же продолжить обучение в Академии за казенный счет. Но тот хотел обеспечить материальное положение матери, брата с сестрой и поехал на службу. В августе 1913 г. становится священником Вознесенской церкви в с.Кочергино, ныне Курагинского района. В 1916-1917гг. учился в Московской духовной академии, а после закрытия ее в январе 1918 года, вернулся в с.Кочергино. Он был очень предан своему делу. В любое время, в любую пору спешил по зову тяжелобольного или умирающего человека, выезжая нередко за 15-20 километров от села. Проповедуя духовные ценности людям, сам был высоконравственным человеком. Слыл большим знатоком и любителем отечественной и зарубежной литературы, следил за всеми новинками. Кругозор его охватывал историю и философию, архитектуру и живопись, театр и музыку, не говоря уже о профессиональной Духовной литературе. С ним было интересно и пожилому человеку, и молодому.
Увлекался пчеловодством. Любил детей. Они ему отвечали тем же. В памяти всплывают походы в лес, путешествия по реке на лодке, чтение вслух интересных книг, изготовление игрушек на елку... Осенью 1931 года Всеволод Николаевич был переведен в Минусинск и назначен священником Сретенской кладбищенской церкви. 26 февраля 1933 года, как и многих священников в ту пору, его арестовали. Книги из личной библиотеки свалили в мешки, уложили на санки, и повез он их, окруженный конвоем. Осужден был особой тройкой ОГПУ пo cт.58 п.10, 11 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. Срок отбывал в лагерях Хабаровского края, а затем на Колыме. В Минусинск к семье вернулся в августе 1943 года.
Хотя Всеволод Николаевич никогда не рассказывал о всем пережитом, его состояние, вид говорили сами за себя. Ему было 52 года, а выглядел он как семидесятилетний старец.
Дома у нас тоже было не сладко - карточки, лишения. Прихожане, услышав о возвращении своего уважаемого "батюшки", стали ему помогать по мере своих возможностей. И он вскоре, окреп. Верующие же стали просить его похлопотать о возвращения им Спасского собора, который использовался под зерносклад. Затратив много сил и энергии, Всеволод Николаевич добился возвращения собора. Надо было восстанавливать храм, а не было ни строительных материалов, ни средств. Люди приносили из дома, кто что имел, и безвозмездно отдавали в храм. Кто мог работать, приходил и помогал. Всеволод Николаевич вдохновлял, убеждал, сам включался в работу, и все трудились с таким усердием, не считаясь со временем, что в июле 1945 года много лет не работавший Спасский собор был вновь открыт. Отец Всеволод стал его настоятелем. Он организовал хор и делал все, чтобы храм служил людям духовным пристанищем. Прилагал все силы души своей, чтобы научить добру, милосердию, снисходительности друг к другу, послушанию и вере.
В 1953 году Всеволод Николаевич оставил службу по болезни. Когда он умер - а это случилось в 1963 году, - провожали его в последний путь очень многие минусинцы.
В.ТРОЦЕНКО
г.Красноярск
"Искра Ильича", 07.07.90