К ИСТОКАМ
У традиционного Яанова огня собрались в ночь на минувшую субботу жители сала Верхний Суэтук, уроженцы его, приехавшие из далекой Эстонии многочисленные гости из Каратузского района и других селёнийкрая. Этот праздник, который по-русски называется праздником Ивана Купалы, стал традиционным днем съезда всех односельчан, жизнь которых так или иначе связана с сибирским селом Верхний Суэтук.
От берегов Балтийского моря до Красноярского края — пять тысяч километров, и, можно ска¬зать, отнюдь не добровольно полнились здесь в начале Х1Х_ века с крайнего запада Российской Империи первые прибалты —- эстонцы, финны, латыши. Долгие годы они проживали в Енисейской губернии рассеянно, пока в середине столетия не было решено собрать всех лиц лютеранского вероисповедания в общие поселения для обеспечения над ними должного церковного надзора. Мысль поселить их в (Минусинском округе зародилась у губернских властей уже в сороковых годах прошлого века, и поэтому они не воспротивились тому, что эстонец Юри Кулдмяэ и еще четыре финские семьи обосновались в 1850 г. на реке Суэтук. Более того, в 1851 году там был выделен участок в 20 тысяч десятин, а «колония ссыльных лютеранского вероисповедания в Шушенской волости Минусинского округа официально утверждена. Так появилась колония Верхний Суэтук, куда начали поселять ссыльных прибалтов, а также немцев, с 1857 г.
Так как совместное проживание четырех национальностей вызывало немало трудностей, то в 1858 г. латыши и немцы выделились и неподалеку основали Нижнюю Бклагку, а часть эстонцев в 1861 г. основала Верхнюю Буланку.
Верхний Суэтук остался финско~эстонским селом. Однако после прекращения ссылки финнов в Сибирь прекратился и их приток в Верхний Суэтук, а поэтому финны стали сливаться с . близкородственными по языку эстонцами. Сейчас Верхний Суэтук можно считать почти эстонским селом. Эстонское население увеличивалось в селе постоянно. В конце XIX — начале ХХ в. на территории современного Красноярского края появились тысячи вольных эстонских переселенцев, которые основали множество новых колоний. Немалое их число существует и поныне, но первым был всё же Верхний Суэтук.
Небезынтересно отметить, что долгое время Верхний Суэтук был своего рода религиозным центром лютеран Енисейской губернии. Заботясь о духовном состоянии своих граждан, финский сенат (а Финляндия входила до 1917 г. на правах автономии в состав Российской Империи) учредил для обслуживания ссыльных финнов место пастора (финский сенат сам выплачивал ему даже зарплату). Резиденцией пастора стал Верхний Суэтук.
В 1888 году там была выстроена лютеранская церковь, существующая в качестве клуба и поныне. Храм 6ыл построен на деньги, собранные жителями Финляндии и Эстонии на строительство церкви заблудшим землякам.
За 140 лет своего существования Верхний Суэтук пережил все невзгоды и радости сибиряков. Как и на всех крестьянах, больно сказались на нем перегибы коллективизации, разрушившие привычную колонистам хуторскую систему ведения хозяйства, а также сталинские репрессии. Из арестованных в 1938 году пятидесяти восьми мужчин" вернулись только трое. Были закрыты финская и эстонская школы, прекращена всякая национальная культурная работа. Но тем не менее до сих пор продолжает играть в селе первый в Минусинском округе духовой оркестр, основанный аж в 1901 году! Не обошли село и общие беды колхозной и совхозной жизни: начался отток населения. Многие жители Верхнего Суэтука переехали в Эстонию, на землю своих предков, но родные для них места все же в Сибири, на реке Суэтук, куда время от времени они возвращаются их проведать.
Нынешний Яанов день, или по-русски праздник Ивана Купалы, отмечается особенно торжественно, так как по инициативе проживающих в Эстонии суэтукцев—активистов общества эстонцев решено отпраздновать 140-летие села.
После праздничной ночи у костра утром 7 июля впервые после 1931 г. состоялось лютеранское богослужение, а на кладбище после поминовения усопших открыт памятный камень жертвам сталинских репрессий. Во второй половинё дня прошла небольшая научная конференция. Своими исследованиями об эстонцах Сибири поделились ученые Тартуского университета и эстонской Академии наук, не раз бывавшие в Верхнем Суэтуке. Финнам Сибири посвятил работу финский историк А. Юнтунен, издавший о них целую книгу. В здании школы открылась выставка, где можно ознакомиться с самыми разными печатными материалами о Верхнем Суэтуке и рукодельем мастеров этого села. А вечером было народное гуляние с большим концертом, на котором выступили сельские певцы и танцоры, фольклорные коллективы Каратузского района. Звучали родные напевы и очаровывали душу пляски известного в Эстонии ансамбля народного творчества «Лейгарид», уже давно танцующего и народные танцы, записанные еще 15 лет тому назад в Верхнем Суэтуке.
И. ТЫНУРИСТЬ, научный сотрудник Института истории Академии наук Эстонии.
Красноярский рабочий 12.07.1990