Лето миновало, а кайерканцы, кажется, так и не спохватились. что оно юбилейное для них. Не пройти мимо' такого повода для публикации не хотелось бы. Тем более что рукопись дожидалась своего часа долго, очень долго. Могла бы и не дождаться: она «терялась» в местком КГБ. Заместитель начальника «был очень недоволен, — писал автор в частном послании 25 марта 1972 года, — что я подробно описал трагедию 1955 года на третьем уклоне — с четырнадцатью жертвами. На что я ему ответил, что написал в назидание потомкам, чтобы это не повторилась, Ведь в то время были серьезные нарушения, которые могли повлечь подобный жертвы. И прошло два года, и трагедия повторилась на 12 уклоне, где погибло б человек...».
Что представляет собой труд, названный автором «Развитие Кайеркана»?
Это летопись. Н. И. Шапорев поначалу занес в конторскую книгу те сведения, которые стали ему известны от других, а потом, скрупулезно' собирая факты, довел фиксацию их до дней записи и, незаметно для себя, повел репортаж:: «Коллектив угольного разреза работает в исключительно тяжелых условиях. Нет ремонтно-механических мастерских и душевой. Рабочие в основном живут в городе, . ежедневно приезжают на электричке, а затем — на автобусе, или пешком три километра...»
Иногда летописец выходит за рамки регистрации событий, позволяя себе откликнуться на собственное сообщение: «На будущий, 1963 год, разрезу запланирована добыча 450тысяч тонн, чего явно добудет». Но примеров тому немного, да и относятся они к последним страницам рукописи... Объяснение мы находим, в давнем письме, адресованном покойному ныне нашему коллеге П. Волчкову:
— ...в то время получить разрешение писать стоило мне больших трудностей. Дело в том, что нам было запрещено вообще что-либо писать, И за это разрешение нужно сказать спасибо Борису Михайловичу Брянцеву. бывшему тогда начальником шахты, который сумел убедить наших уполномоченных в необходимости этого. Я получил разрешение писать в виде хроники, нс указывая ми фамилий, ни имен. Что я и в точности сделал.
Конечно, названные условия очень обеднили рукопись, но пены ей нет. Автор это понимал и ничего общего с нескромностью гакое понимание. не имеет.
— Я писал... не для себя. Я знал, что пройдет время и наши потомки будут собирать крупицы прошлого, но многое они собрать уже не смогут, если не записать сразу,...
Кого же мы должны сегодня благодарить? Приведу некоторые данные о Шапореве и Брянцеве из личных дел, хранящихся в архиве НГМК (спасибо Анне Васильевне Пантелеевой).
Автор летописи родился 1922 года в деревне Екимовка Нелидовского района под Великими Луками. В канун войны закончил нелидовскую десятилетку. (Что там дальше произошло, пока неизвестно, но дело кончилось 58-й статьей и сроком осуждения на 25 лет; возведенная напраслина отменена 7 июня 1956 года, через шесть дней получил паспорт, а жил в доме № 1 пос. Кайеркан, впоследствии — Строительная, 1.)
И. Шапорев работал на шахте забойщиком и горным мастером, участковым
нормировщиком и доставщиком ВВ в маркшейдерской службе и диспетчерской
внутришахтного транспорта, электрослесарем.
С Норильском расстался ровно 21 год назад 21 сентября 1969 г. — отпуск с
последующим... Уехал в Стерлитамак. Если жив — откликнется.
Бориса Михайловича Брянцева я хорошо помню: начальником шахты, кадровиком, секретарем парткома уольщиков, даже вместе работали в «Маяке», в талнахском рудоуправлении, а вот в личное дело его заглянул впервые, и напрасно так поздно. Не предполагал, что этого доброго, расположенного к людям, казалось, благополучного человека не обошли стороной грозы, да такие, что мог и не уцелеть.
Скорее всего, нанялась эта неспокойная жизнь уже с детства: отец эмигрировал
(в Болгарию) в 1918 году. (Борис Михайлович — с 1910 года,
похоже, что донской казак, да не из бедной семьи,. коли .родитель
был заседателем, как я .понимаю, в суде присяжных.) Возможно, эти факты и мешали
поступить в институт, пришлось ограничиться техникумом и восполнять
упущенное в молодости на практике.
Что и удалось (практика была богатой): прораб на военном строительстве в Хабаровске, Метрострой, Карелстрой, Дальстрой... Годы войны — колымских приисках, слава богу, по эту сторону проволоки. Норильск с 1947 года — с 1947 начальник участка на руднике № 7.потом — шахта, рудник алевролитов, горком партии...
Может быть, я это и придумал, но настороженное отношение к себе Б. М. ощущал долгою Иначе трудно объяснить, почему его обходили даже медалями, до сорока. А ведь — по характеристикам — способный, умел мобилизовать коллектив, требователен к себе и подчиненным, политически развит, идеологически выдержан (ох, доля наша!). Скромен, тактичен, мягок, вдумчив (может, это казалось подозрительным?)
В любом случае. В. С: Зверев в Брянцева поверил, а этот зря не назначал... Все награды — норильские, включая знак «Шахтерская слава». Спасибо Б М. и, за то, что — имея в своем ведении рабочий поселок — презрел запреты. позволил зэку, (!) писать историю.
Наконец, несколько сдов о начинающейся публикации в полном объеме с кайерканской летописью Н. Щапорева исследователи могут познакомиться в картотеке истории комбината, хранящейся в музее Норильского промрайона. Мы же ограничиваемся минимумом, представляющим интерес большинства кайерканцев.
. Хочется выразить надежду, что летопись — она обрывается на 24-м году кайерканской истории (1963) — будет продолжена наследниками Н.И. Шапорева. Следующие 27 лет — до наших дней — были ещё более „насыщены событиями, не менее героичны и трагичны. Кстати сказать, судьба «Белого оленя» отражена недостаточно даже на страницах «ЗП», ибо катастрофа пришлась на время, 'когда ничего похожего в советской стране «не происходило». А ведь написать бы надо — в назидание потомкам, чтобы этого не повторилось.
А. ЛЬВОВ
КАЙЕРКАНСКОЕ месторождение открыто в 1940 году при выемке грунта для железнодорожного полотна . В разведанной верхнёй угленосной части тунгусской свиты встречено 16 угольных пластов и прослоев общей мощностью 24 м. Мощность отдельных. .пластов и прослоек колеблется от 0,1 до 4,9 метра. Малозольность этих углей открывала перспективу их применения в металлургических цехах комбината, что и было отмечено в приказе командования о строительстве шахты «Кайеркан» (шахты № 16/18).
В начале 1943 года сюда направили группу хозяйственных работников для начала работ. В ее распоряжении была бригада заключенных в количестве 25 человек, состоящая наполовину из штрафников, а наполовину из людей пониженной трудоспособности, к тому же неквалифицированных.
Работа началась а болотистой пустыне, покрытой редкой тундровой растительностью. Жильем первоначально служил населенный пункт Каларгон (в 3 километрах от строительства шахты).
Начали со строительства жилья и хозяйственных сооружений. К началу 1944 года уже вырос населенный пункт Кайеркан. В нем были два барака, кухня-столовая; дом для вольнонаемных, дом для ВОХРа, компрессорная, лебедочная, зарядная, вахта, вышки, плотницкая мастерская, эстакада, дезкамера и конюшня.
Закладка шахты № 16 относится к маю 1943 года План горно-проходческих работ был определен в 30 п/м в месяц. Но первые месяцы шахта не выполняла и этого небольшого задания, — все работы велись вручную, по мерзлоте, а .люди не имели навыков. Впервые план был выполнен в июле, когда дали 33,1 п/м.
В конце 1943 года главным объектом строительства была временная эстакада с бункерами, необходимая для получения ори горно-капитальных работах выемки малозольного угля.
При плане на 1943 год 400 п/м прошли ,299 п/м и попутно добыли 780 тонн угля.
В 1944 году по шахте № 16 пройдено 384 метра; попутно добыто 1526 тонн угля. Пройдено 10. метров разведочной траншеи на выходе первого пласта в склоне горы для закладки шахты № 18.
Шахта электроэнергии не имела. В 1944 году в районе шахты № 16 были установлены передвижной компрессор м генератор 65 кВт, затем еще. один компрессор и генератор на 110 кВт,. Весной 1945 года на шахте №18 такжё установлены компрессор и генератор 65 кВт. И только в 1947 году установлен более мощный генератор — 250 кВт.
Шахта № 18 заложена а апреле 1945 года.
В 1947 году началось строительство грузоподъемника протяжением 400 п/м для транспортировки угля на сортироку, а также таких крупных сооружений, как временная углесортировка с бункерами емкостью 150 тонн, электростанция с мощным двигателем-дизелем в 250 кВт; заложен с поверхности бремсберг на сбойку с шахтой № 18. Все генераторы и дизель были импортными.
Строительство углесортировки закончено в конце мая. Первый железнодорожный состав узкой колеи отправлен в Дудинку 2 июня.
В 1946 году при плене 2540 м прошли 4026 п/м.
В 1947 году добыто 42070 тонн угля.
1 июля 1948 года от грозового разряда произошел взрыв метана в шахте № 16. Взрыв был очень большой силы; крепления надшахтных сооружений взлетели в воздух и падали в 200—300 метрах от входа в шахту. Но жертв не было, так как взрыв произошел в выходной день.
С прибытием большого количества заключенных и вольнонаемных были усилены темпы строительства жилья. Вновь прибывшие в большинстве, не имели квалификации горняков или строителей, что сильно сказывалось на производительности. Так, до сентября 1948 года производительность по эксплуатации доходила до 1, 15 тонны угля на одного трудящегося, а затем упала до 0,75 тонны и только с мая 1949 годаподнялась выше 1 тонны. В конце 1948 года началось строительство высоковольтной линии от Норильской ТЭЦ до Дудинки, а на Кайеркане стали строить подстанцию № 101.
Узкоколейная малопроизводительная железная дорога Норияьск —Дудинка не обеспечивала полную отгрузку угля, вследствие него образовались угольные отвалы и склады штыбового угля на шахте № 18. К середине 1949. года в отвалах и складах находилось около 75 тысяч тонн угля, а к концу 1950 года — 182000 тонн.
Выход из строя шахты № 16 и пополнение шахты № 18 новым контингентом, незнакомым с горными работами, снизили производительность.
К весне 1949 года в поселка Кайеркан имелось 30 лагерных зданий, 9 домов для вольнонаемных; здание военизированной пожарной охраны, здание ВОХРа, лесосушилка, автогараж, производственная баня, контора-ламповая, мехцех, две электростанции, главный вентилятор шахты № 18, углесортировка, собачий питомник и ряд мелких зданий, балков, пристроек.
В 1949 году начались работы по устройству электровозной откатки в шахте. Из Норильска стали строить ширококолейную железную дорогу, идущую севернее шахты № 18 в порт Дудинку, а, на шахту «Кайеркан» через Каларгон-обходную, что полностью должно было обеспечить отгрузку угля и доставку стройматериалов.
С ноября 1948 по май 1949 года проводились восстановительные работы на шахте № 16. Завалы в шахте составляли в среднем 70 процентов.
В мае 1949 шахта перешла на трехсменную работу, а в июле — на снабжение электроэнергией от Норильской ТЭЦ после чего собственные электростанции прекратили свое существование.
Весной 1949 года построена общая зона оцепления шахты 16/18, что значительно улучшило сообщение и доставку материалов и механизмов на шахту.
В августе 1949 года план по проходке шахта выполнила на 141,7 процента, по добыче — на 139 (25028 тонн), произвоительность труда — 117 проц. плановой. Коллективу шахты вручено переходящее знамя — «Лучшему горному предприятию».
С 22 декабря 1949 года по главному откаточному штреку конная откатка заменена электровозной.
С ростом добычи узким местом стала транспортировка угля от плит до сортировки. Грузоподъемник при хорошей работе спускал за 6 минут 5 вагонов (одну партию). Поэтому из-за задержек по грузоподъемнику имелись простои порожняка. Стало необходимым строительство стационарного транспортера Работы велись так, чтобы не мешать транспортировке угля вагонетками по грузоподъемнику. 24 мая транспортер длиной 400 метров и шириной ленты 1 м вступил в строй. Того же, 24 мая, в штреке на участке № 1 была впервые применена углепогрузочная машина С-153, но большого эффекта не дала.
4 июля 1950 года на Кайеркан пришел первый рабочий поезд по новой ширококолейной дороге. Шахта стала поставщиком угля для Норильска, главным образом для ТЭЦ. , 6 октября была загружена углем первая партия гондол (2 гондолы). Позднее партии доходили до 6 гондол. Для организации работ по отгрузке угля из отвалов организован (с 1$ октября) участок. Погрузку в гондолы производили из отвалов скребковыми транспортерами, скреперными лебедками и погрузочной машиной С-153.
В сентябре 1950 года на Кайеркане появились первые 10 коров, и с тех пор население имеет возможность получать в магазине свежее молоко.
В связи с отсутствием ряда стройматериалов приостановлено строительство некоторых объектов: производственного комбината, аммональных складов (в 2,5 км от шахты) и дороги в к ним.
В начала 1951 годаорганизовано строительное управление «Кайеркансгрой» в январе и феврале начали строительство надшахтного здания, мехцеха, душевой шахты № 15, а также временных сооружений: бетонного завода, котельной, арматурного цеха, камнедробилки, компрессорной. Проолжили строительство производственного, комбината. Но сказывался острый недостаток рабочей силы и стройматериалов, особенно гвоздей, арматурного железа, а в начале года и лесоматериалов.
Угрожающим участком было устье шахты, имевшее до сих пор деревянное крепление.
В апреле начали бетонировать устье шахты. Работа была трудной, так как выполнялась, не прерывая работы шахты и над устьем находилась семиметровая толща снега, который начал таять. Стройматериалы доставлялись по грузоподъемнику. Все же до вешних вод устье забетонировали.
В том же апреле 1951 года начали строительство станции вокзала «Кайеркан».
В мое 1951 года начали строить галерею с узлом пересыпа, со зданием грохотов и зданием бункеров, с углесортировкой и породным терриконом.
Во время рытья котлованов находили в вечной мерзлоте кости крупных вымерших животных, в частности бивни мамонтов. А на глубине 3—5 метров встретили линзу чистого льда толщиной более 4 метров
Нужно отметить неплохую механизацию строительных работ: несколько компрессоров, около десятка одностоечных и четырехстоечных подъемников, кран-укосина. кран-деррик, несколько грузоподъемников для доставки стройматериалов, (их производительность слишком низка, и в зимнее время они выходят из строя, так как их заносит снегом).
Самой чувствительной трудностью з быту и на производстве было отсутствие воды. Зимой население Кайеркана пользовалось снежной водой. Поэтому в июне 1951 года приступили к строительству временного водопровода из озера, лежащего в 1,5 километрах от подстанции № 101 с устройством на озере подогревающей котельной. В сентябре начали строить постоянную котельную для снабжения горчей водой и паровым отоплением производственных и промышленных зданий и сооружений.
В сентябре 1951 сдали в эксплуатацию вокзал.
В августе 1951 на территории станции Кайеркан организована перевалочная база строительных материалов Норильскснаба, где главным образом производили перегрузку с узкоколейных вагонов на вагоны нормальной колеи материалов, поступающих из Дудинки. И в том же августе возобновили строительство нормальной железнодорожной колеи от шахты № 18 к Дудинке (в конце лета 1950 года строительство было прекращено из за недостатка рабочих.
Летом 1951 года в жилой зоне лагеря построили ещё 4 барака, а на вольном поселке — 5 жилых домов.
Увеличившийся автотракторный парк потребовал увеличения автогаража, который помещался в помещении бывшей электростанции.
16 августа 1951 года впервые на Кайеркан пришел мощный паровоз «СО» («Серго Орджоникидзе»). На второй день на перегоне между Кайерканом и Каларгоном железнодорожное полотно не выдержало тяжести паровоза. Ликвидировали аварию, полотно утрамбовали, аварий больше не было. «СО» стал водить составы до 30 вагонов. Отгрузив весь штыбовый и весь аварийный отвалы, начали отгрузку отвала у штольни (добычи 1946--1948 гг.). А за это время из-за недостаточного количества гондол опять вырос аварийный отвал.
Увеличившаяся длина выработок требовала большего количества инертной пыли 'для осланцевания выработок. С этой целью построили и 12 мая 1951 года ввели в эксплуатацию собственную временную шаровую мельницу, которая обеспечила потребности в инертной пыли и снизила ее себестоимость. До этого инертную пыль получали на шаровой мельнице в Норильске и привозили в ящиках в Кайеркан по железной дороге. В ящиках пыль доставлялась на шахту а затем пустые ящики возвращались на мельницу. Собственная мельница разрешила эту проблему, а камень для выли получали в Каларгоне.
С завершением бетонирования устья шахты электровозную откатку удлинили до плит грузоподъёмника, и с июня 1951 года лошадей в шахте не стало.
Тщательно подготовились к применению в шахте углепогрузочной машины С-153, породопогрузочной и врубовой машин, подготовили мащинистов, 14 июля применили С-153 в очистных работах, С 1 августа ввели в действие врубовую машину ГТК-ЗМ,
Таким образом доставку и транспортировку угля полностью механизировали. На уклонах и промежуточных штреках установили ленточные и скребковые транспортеры. Погрузка в проходческих работах почти полностью производилась скреперными лебедками, а в породных забоях — погрузочной машиной. При всем том испытывали постоянную нужду в тросе.
В мюле 1951 года в шахте начал курсировать пассажирский состав из трех вагонов.
Ввиду заболоченности местности временные грунтовые дороги от движения по ним тракторов с санными прицепами (главный способ перевозки грузов) летом быстро выходят из строя, превращаясь в топкую грязь.
В горных работах 1951 года встретились большие трудности. Так, на южном крыле в забоях появилось много метана (более 5 проц,). Вентилятор шахты №18 не в силах был обеспечить вентиляцией два крыла.
При проходке выработок на 3-й пласт в двух местах прорвалась с поверхности вода.
8 сентябре приступили к проходке ходков и камер аммонального подземного склада.
15 октября вступил в строй как самостоятельная единица автотракторный гараж.
18 октября с приключениями начали эксплуатацию водопровода. Сбросы водопровода были открыты, и после нескольких часов работы появилась угроза затопления водой территории лагеря. Проект водопровода оказался неудачным: водопроводная линия, не была закольцована, запас воды в озере недостаточен (при производительности насоса 50 м3/час). Работать с перерывами насосная станция также не могла — при отключении водопровод мог замерзнуть. Так и получилось: в конце ноября водопровод замерз, и население опять переключилось на снабжение снежной водой.
Увеличение добычи и продвижение выработок потребовали увеличения притока
воздуха в шахту. Центральный вентилятор производительностью 1500 м3/мин
не обеспечивал потребности шахты в воздухе. К тому же из-за обильного выделения
метана оставлялись целики, преграждающие по
ступ лен не газа с нижних отработанных столбов; поэтому осенью 1952 годе
начали строительство мощного осевого центрального вентилятора
производительностью 5200 м3/мин). 28 марта 1952 года администрация
перешла работать в быткомбинат шахты № 18.
Предприятиям Норильска и Главсевморпути нужен 6ыл уголь. Задача, поставленная управлением комбината перед шахтерами Кайеркана, — выдавать 50000 тонн в месяц, впервые выполнена в июле 1952 года и выполнялась в дальнейшем.
В апреле 1952 года начато (и летом того же года ркончено) строительство межрайонных базисных‘складов в трех километрах от Кайеркана.
1953 год был первым, когда шахта № 18 перешла порог своей проектной мощности, выдав 550000 тонн вместо 500000 тонн. Кроме того, в связи с началом проходческих работ на шахте № 16 на ней была запланирована попутная добыча 30000 тонн.
Чтобы выявить скопление воды в отработанном пространстве первого пласта, 23 июля 1953 года была пробурена скважина с третьего пласта на первый пласт. Под большим давлением ударила вода, зараженная сероводородом. Объявлена авария, все выведены из шахты. Работа на уклоне № 8 возобновилась через сутки, а в других выработках через 8 часов. Смонтировали насос, воду откачивали на поверхность... Образовалось как бы водохранилище с более чем 1000 м3 воды. В скором времени приток воды прекратился и в штреке инструмент замерз. Удалить его не удалось.
С 20 октября 1953 года, с пуском в эксплуатацию железной дороги нормальной колеи Дудинка-—Норильск, сообщение по узкой колее еще продолжалось только на отрезке Норильск—Кайеркан, а узкоколейная дорога Кайеркан— Дудинка закрылась, и станции на этой части узкоколейной доооги прекратили свое существование.
Открылось пассажирское сообщение по широкой колее Дудинка —Норильск, но одновременно еще сохранилось пассажирское движение по узкоколейной линии Кайеркан — Норильск. Перегрузка материалов на перевалочной базе Кайеркана стала обратной: с нормальной колеи перегружали на узкую материалы и оборудование, предназначенные для станции Надежда, рудника алевролитов, шахты № 17 и немногих предприятий этого участка.
Строительные работы собственно по Кайеркану в 1953 году значительно сократились из-за недостатка рабочей силы. Все же летом 1953 года построили здание мехцеха шахты № 16, несколько деревянных и один -кирпичный доем в поселке, значительно улучшили грунтовые дороги подсыпкой толстого слоя гравия. Завершено строительство крупного узла: здания железнодорожных бункеров, углесортировки, грохотов, галереи, здание узла пересыпа, надшахтное здание, мехцех шахты № 18, центральная котельная; подземный транспортер заменен с 700 на 900 мм; продолжался монтаж сети пароводоснабжения к существующим сооружениям.
Новую углесортировку пустили после нескольких приключений и неувязок 26 октября 1953 года, а старая прекратила свое существование. Узел был рассчитан для приема и отправки 120—150 тысяч тонн в месяц, но фактически стали принимать добычу от одной шахты № 18 в количестве 50-55 тысяч тонн, К тому же по расстановке рабочей илы на агрегатах потребовалось гораздо больше людей при одной и той же добыче. Это значительно отразилось на себемости угля.
В 1953 году закончено строительство школы, и с 1октября начались занятия начальных классов. До этого времени учащиеся ездили учиться в Норильск. В 1953 году началось строительство клуба и построен ряд незначительных, разнохарактерного коммунального значения, построек.
Проходческие работы в 1953 году стали отставать от добычи, вследствие чего подготовленные запасы к выемке значительно уменьшились. Предусмотренные планом породной выработки не проходились из-за отсутствия компрессорного хозяйства.
Еще в конце. 1952 года шахта приобрела проходческий комбайн ПК-2, но из-за отсутствия воды, необходимой для орошения угольной пыли, применить комбайн не удалось. В конце 1953 года шахта приобрела добычной комбайн «Донбасс», но оказалось, что для его работы недостаточно электроэнергии и требуется подводка дополнительной линии.
Показатели в 1953 году: план — 580000 тонн, факт — 600698 тонн; проходка — 87,6 проц., производительность труда — 94,5 проц., (план 2,0 тонны на одного трудящегося, фактически 1,87 тонны).
Низкие показатели объясняются следующими обстоятельствами: условия добычной и проходческой работы оказались значительно сложнее; потребовалось значительно больше рабочей силы после пуска новой ЦУС, надшахтного здания галереи: лес приходится разгружать на станции, грузить тракторные сани и так доставлять на лесосклад, а постройка специального тупика нормальной колеи ив лесосклад тормозится.
1954-й был годом больших преобразований
С января организованы «сквозные проходческие бригады, которые имели свои закрепленные забои и работали по проходке в две смены, а третья была как бы подготовительная.
В целом по шахте производительность труда незначительно повысилась ввиду заинтересованности рабочих, Зато резко снизились производительность механизмов и среднемесячное продвигание забоев Средний заработок рабочего повысился.
В марте и апреле шахта имела большие простои из-за отсутствия крепежного леса и железнодорожного порожняка, или, вернее, из-за отсутствия потребителей угля. Поэтому построили аварийный отвал у пересыпа,- который и заполнился за два месяца. В июле построили деревянную эстакаду для аварийного (штыбного) отвала у сортировки. Это немного облегчило выполнение, плана.
Указы, изданные Верховным Советом СССР в 1953 году, послужили массовому освобождению заключенных. из лагерей, в результате чего численность рабочей силы на шахте резко сократилась. Так, с марта по декабрь 1954 года списочная численность уменьшилась на 400 человек (по шахте № 18). Это сказалось и на выполнении плана, и на строительстве.
И всё же строительство продолжалось. 25 апреля электромехцех перешел в новое здание на шахте № 18, проводился монтаж паропровода и водопровода от центральной котельной, приступили к постройке клуба в поселке двухэтажного жилого дома (кирпичного). С середины года в поселке начала работать пекарня. 27 ноября пустили центральную котельную.
Начало 1955 года явилось большим испытанием для шахты № 18. В январе и феврале шахта имела большие простои за отсутствия порожняка и крепежного леса. Кроме того, в январе и частично в феврале были большие пурги.
Нужно отметить, что затруднения со сбытом угля в первом квартале предвиделись; было предложено форсировать проходческих работы и соответственно уменьшить очистные; тем самым облегчите» фронт. очистных работ и обеспечить готовыми запасами. Управление дало на это согласие, но главк запретил.
Из-за недостатка рабочей силы перевели шахту с 1 января на двухсменную работу, но ряд тормозов срывал ритмичную работу участков. С увеличением забоев почти в два раза увеличилось количество погрузочных машин Транспортеры перегружались и рвались. Существующий однопутны штрек не мог пропустить поток, который поступал с «юга». Участки простаивали.
При переходе на двухсменную работу, первая смена производила только породные работы, что давало еще большую нагрузку на транспорт.
Конец 1954 года и весь 1955 год характеризовались большой текучестью рабочей силы — как заключенных, так и вольнонаемных. С 1 января за пять месяцев убыло 678 человек и прибыло 765 человек; на 1 июня не хватало до плановой численности около 300 человек в июне .пополнили до плановой численности контингент заключенных.
Такое же примерно положение было и на других шахтах управления. План по углю не выполнялся;. Добываемого угля не хватало для потребностей комбината, не говоря уже об отгрузке в порт; Положение было крайне тяжелым. В марте-апреле и в мае отгрузили отвал у сортировки, у шахты № 18 и с бремсберга № 4 (доставляли на самосвалах и грузили бульдозером на транспортер СТР-30).
Пройденный ранее 5-й Уклон подвергся сильному давлению в районе отработанного пространства 4-го уклона, и нижняя часть его и рельсовых ходков были раздавлены. Объем восстановительных работ был настолько велик, что решили провести новые выработки. Впоследствии оказалось, что пройденные рельсовые ходки подвергаются еще большему давлению, так что лучше восстанавливать старые...
18 мая в 20 часов по местному времени произошел взрыв метана в 38-м транспортном штреке на третьем уклоне. Причиной послужили нарушения элементарных правил техники безопасности. Был забурен выступ, шпур которого находился в 15 см от плоскости обнажения. Палили породным аммоналом. Старший взрывник не присутствовал, передал взрывную машину и средства взрывания помощникам, а сам ушел на поверхность. Замера газа перед отпалкой и проветривания перед взрыванием не произвели. Штрек имел небольшой подъем, поэтому в груди забоя оказался как бы резерв воздушно-метановой смеси.
При взрыве все камерные рамы на 38-м штреке и уклоне, а также перемычки, были выбиты. Температура взрыва была очень высокой.
Очевидец, находившийся во время взрыва в нижнем обходном штреке в груди забоя, рассказывает, что раздался взрыв, какого еще не приходилось слышать. В воздух поднялись вся находившаяся в штреке пыль и мелкие частицы угля. Видимость была не больше чем на полметра. Но сила взрыва не отразилась на ушах, легких. Только чувствовался запах горелого, а также недостаток воздуха. Рассказчик вместе с бурильщиком вышел на южный рельсовый ходок где находилось пятеро еще живых. У одного была переломана нога.
Придерживаясь правого борта, начали подниматься, и дойдя до вентиляционного штрека, обнаружили завал. В поисках выхода спустились опять и стали подниматься по уклону № 3, где тоже встретили завал. Северный рельсовый ходок не был еще пройден до конца. Оказались в ловушке. У них сложилось впечатление» что взорвалась вся шахта. Начали бессознательно разбредаться, преждевременно прощаясь. Вообще картина тяжелая. Все стали ощущать, что отнимаются руки и ноги. Некоторые стали падать. Самоспасаелей ни у кого не было.
Пострадавший со сломанной ногой пополз один по южному рельсовому ходку вверх, и, достигнув завала, стал карабкаться. К великому его счастью, ходок оказался не полностью заваленным. Пострадавший перебрался через завал и потерял сознание; он остался жив, так как, несмотря на разрушенные перемычки, воздух, поступающий по ходку, достигал сюда.
Вскоре прибыли горно-спасательные отряды Из шести путешествовавших оказалось в живых еще два. Всего погибло 14 человек. У всех погибших обгорели волосы и лица, некоторые получили тяжелые увечья. Загадочное явление — разувание при взрыве: некоторые из погибших оказались без обуви. Такое встречалось и на других шахтах.
Руководство шахты было заменено. На шахте усилена борьба по соблюдению газопылевого режима...
В октябре того же года шахта получила три переходяших Красных знамени за хорошую работу. Прибыла группа вольнонаемных «с материка». Заселили третий кирпичный 16-квартирный дом, в котором стали жить с электропечами, так как паровое отопление к моменту заселения не было смонтировано.
Железнодорожный подъездной путь к лесоскладу шахты начали строить после долгих споров и согласований проекта.
Проходческий комбайн ПК-2, приобретенный в конце 1952 года до конца 1955-го, находился в цехе и ещё не подготовлен к работе. Впечатление такое, что он уже изрядно разукомплектован. Жаль, что такая необходимая в работе машина гибнет.
В сентябре углесортировка шахты № 18 переведена на обслуживание женщинами, набранными по вольному найму взамен заключенных мужчин, Снята зона оцепления от железнодорожной колеи Норильск—Дудинка, и пассажирские поезда стали останавливаться у кирпичного здания вокзала. Вокзал стал общедоступным.
В апреле 1955 года закрыто пассажирское сообщение Кайеркан—Норильск по узкой. колее.
1956 год. Мощный поток освобождения заключенных. В августе ликвидировали лагерь на Кайеркане, который являлся главным поставщиком силы. Жизнь пошла по другому руслу, потребовала переделки всего механизма, который существовал со дня основания Кайеркана.
19 июня прибыл первый пароход с вольнонаемными рабочими (по комсомольским путевкам и по вольному «найму). Неподготовленность .жилой площади отразилась на текучке рабочей силы, Каркасно-засыпные бараки лагерного типа не удовлетворяли элементарным требованиям общежития. Их спешно перестраивали под временные квартирные бараки. Зимой прибывшие жили в пассажирских вагонах. Все балки и холодные постройки были перестроены под временные жилые помещения.
Из прибывших многие оказались неустойчивыми элементами, с ними пришлось быстро расстаться.
Старая система оплаты труда, которая была в большинстве случаев ниже оплаты труда шахтеров «на Материке», подействовала на моральный дух новых рабочих, и очень резко.
С 1 ноября применили в порядке опыта новую систему оплаты. Ставки повысились почти в два раза. Но малое знание шахтерской специальности приводило к невыполнению выработки. Кроме того, среди шахтеров было много прогульщиков.
Положение с углем на комбинате было к концу 1956 года как никогда тяжелым. Многие цехи комбината работали не на полную мощность, так как не хватало угля для ТЭЦ. Шахта № 18 — крупнейшая шахта Норильска — резко снизила добычу. Нехватка угля по комбинату вызвана также и выходом из строя шахты № 13, где открылись подземные самовозгорания угля.
Строительные работы в 1956 году были в основном ограничены переделкой лагерных бараков. Летом заложили фундаменты под два трехэтажных кирпичных дома,
Душевая быткомбината оказалась маловместительной, этому в ноябре своими силами начали строительство душевой под надшахтным зданием.
Отсутствие дороги с бремсберга № 3 привело к тому, что еще в 1953 году уголь в отвале загорелся и горел три года. К концу 1956 года этот уголь в отвале сгорел полностью.
В конце 1956 года калориферная начала давать в шахту теплый воздух. Производительность ее была низкой, и всё же в шахте почувствовалось потепление.
Выполнение годового плана За 1956 год: 88,3 проц, — 700000 тонн); проходка 90,5 проц. (план — 13500), производительность труда — 94,9 проц, (план — 1, 75 проц. на одного трудящегося).
Невыполнение плана вызвано главным образом заменой квалифицированной рабочей силы прибывшей, неквалифицированной. {Правда, к концу года положение улучшилось <...> времени консервации шахты № 16 после взрыва шахта №18 выполняла план двух шахт.
В 1957 год вступили с еще большими трудностями обеспечения комбината углем. Были моменты, когда ТЭЦ работала далеко не на полную мощность, имела запас угля всего 3 часа работы (а должна иметь запас на 15 суток).
15 января разыгрался невиданной силы ураган, длившийся трое суток; что еще больше обострило положение с углем. Скорость ветра достигала 40 м/сек. Транспорт всех видов был остановлен. Ветром опрокидывало автобусы. Из существующих пяти шахт комбината только № 18 работала без перерыва, хотя и не на полную мощность. Рудники не работали. Ураган разрушил связь; электролинии, некоторые строения. Имелись жертвы. Убытки по комбинату от урагана составили более 25 миллионов рублей.
В марте на уклоне № 5 начал работать комбайн «Донбасс», но желаемого
результата не достигли. Кровля — аргиллит с прослойками льда и угля — очень
слаба и разрушается при незначительном давлении. Значительная мощность
песчаников некоторое время удерживает вышележащие породы, но в критический
момент, при их обрушении, давление/ на них .
ломает даже трёхрядную органку в течение 5— 10 минут, и комбайн рассчитан на
пласты мощность в 1,5 м, не соответствует нашему пласту до 2,7 м; выше бара
остаётся <...> толщиной 60 см, которая иногда не
поддается обрушению, а прострелка ее нарушает кровлю. Остающиеся<...>
опасны, при незначительном давлении обламываются.
<...>
Н. Шапорев
Заполярная правда 19-25.09.1990 (фрагмент)