Дмитрий Васильевич Казаринов родился 7 ноября 1888 года в деревне Карапины
Вятской губернии в семье малоземельного крестьянина. Семья была большая – пятеро
сыновей и одна дочь. Отец Дмитрия находился дома мало – на лето уходил на реку
Обь, где работал водоливом на нефтеналивной барже, а потом шкипером.
Впоследствии приехал в город Красноярск и до старости работал сторожем в
Красноярском порту. А его отец, дед Дмитрия, Михаил Григорьевич, был бурлаком на
реке Волга.
Братья Дмитрия осели на Оби. Старший, Николай, последнее время работал
начальником пристани Камень-на-Оби. Младший, Владимир, после службы в армии
работал в Красноярске. Один год плавал по Енисею, после работал ревизором в
городе Барнауле.
В неполные 17 лет Дмитрий идёт на заработки в 1905 году на Енисей кочегаром парохода «Стрела». (Его младший сын Владимир ровно через сорок лет приходит весной работать кочегаром на пароход «Стрела». Но неудачно – весь зимующий в Минусинском затоне флот в 1945 году был унесён ледоходом. Владимир был на пароходе, когда его раздавило льдом, пароход затонул. Его впоследствии не восстанавливали.) А летом пароход был на изыскательских работах в верховьях Енисея, в частности – на Берёзовском перекате.
С первого июня по 22 сентября 1907 года Дмитрий работает маслёнщиком на пароходе «Ангара», а зимой слесарем в мастерских. Мастерские и затон находились ниже селения Абаканское, в девяти верстах. Из села в затон и обратно добирались на лошадях, которых нанимали у хозяев, где квартировали. До призыва в армию работает он на пароходах «Кузнецк» и «Обь», а по 27 июня 1910 года маслёнщиком на пароходе «Россия». Отсюда его и призывают на действительную военную службу, где после курсов унтер-офицеров назначают командиром взвода. Службу в армии проходил в городе Брянске, в Охотско-Дорогобужском 142-м полку. Демобилизовался 25 декабря 1913 года, а 27 мая 1914 года женился на девице Александре Егоровне Хреновой.
После свадьбы прошло немного времени, когда началась первоя мировая война. Пятого августа, когда жали рожь, в поле верхом на коне прискакал староста и сказал:
-- Дмитрий, бросай серп, бери пару белья и завтра поезжай в Вятку на сборы.
Мать с женой проводили его до железнодорожной станции Оричи, а там по железной дороге отправили в Вятку. Прожили 1915 год, а война идёт. Из Вятки Дмитрия отправляют в село Кавендра, где он обучал новобранцев. Оттуда он пишет жене: «Шура, приезжай сюда, я буду здесь долго». А ехать надо от Истобенска до Казани на пароходе по реке Кама, а от Казани до Кавендры на лошади. Приехала в Кавендру, когда все солдаты были в церкви. Один из них сбегал и сказал Дмитрию, что приехала жена. Устроились жить на квартире у командира. Но с наступлением холодов командир стал заводить коня в избу, сказали, чтобы они подыскали другую избу, так как у лошадей бывает сап и им можно заразиться. Пришлось переходить на другую квартиру, правда, там в избе держали телёнка, но это вполне устраивало.
Но однажды надо было отправить одного из взводных командиров на фронт. Как быть? Решили тянуть жребий. Тянули его три раза. И все три раза Дмитрию везло. Потом он вспоминал: «Когда я тянул третий раз, то у меня коленки тряслись». Так он на фронт и не попал.
После Февральской революции в 1917 году произошло разоружение офицеров. Солдаты хотели всех офицеров поднять на штыки, но, чтобы не допустить кровопролития, Дмитрий взял командование на себя, солдаты его послушались и построились. Перед строем он снял с офицеров погоны, оружие, шнуры. Потом всю группу бывших командиров куда-то отправили. А за разоружение и избежание кровопролития дали ему отпуск на три месяца.
На Пасху 1917 года он был дома в отпуске. По окончании отпуска он проходил медицинскую комиссию в городе Орлове (Халтурино) Вятской губернии. Комиссия обнаружила у него плеврит и освободила от службы на три месяца, а потом ещё на три месяца.
27 октября (8 ноября) в Дмитриев день, когда он шёл из гостей, встретил солдат из своей части. Они ему сказали: «Мы все разъезжаемся по домам, часть расформирована, т. к. произошла революция и большевики победили.
-- Я так и знал.
Он не был большевиком, но им верил.
5 января 1918 года приехали в город Красноярск. На две ночи остановились у Павла Алексеевича Казаринова, двоюродного брата Дмитрия Васильевича. Павел Алексеевич работал капитаном (командиром) парохода «Орёл». Затем нашли угол у лоцмана парохода «Сибиряк» Василия Косиповича Копычева и его жены. Сами они из Минусинска, но пароход зазимовал в Красноярске, и они тоже на зиму приехали в Красноярск. Устроился работать в затон, начальником которого был Дмитрий Павлович Братухин. (Братухин был сыном сестры его матери – двоюродный брат. Сестра Братухина была замужем за Иваном Матвеевичем Втюриным. Тогда на Енисее было много Казариновых, Братухиных, Втюриных и других – это были всё родственники.)
В январе Дмитрий Васильевич вступает в члены профсоюза служащих и рабочих судовых предприятий бассейна реки Енисей.
В навигацию 1920 года Дмитрий Васильевич вновь уходит в плавание на пароходе «Орёл» (№ 263) помощником машиниста, где и работает до 28 ноября 1921 года. Зимой (февраль-апрель 1921 года) учится на курсах «Первого класса механического отделения Красноярских профессионально-технических курсов работников водного транспорта».
По болезни (отнимались ноги) вынужден был оставить плавание и уехать в село Юксеево, где с 4 января и по 1 августа 1922 года работает сторожем на мельнице и охраняет дрова, заготовленные для пароходов. Тогда пароходы сжигали в топках паровых котлов дрова. Август и первую половину сентября 1922 года с семьёй находится в Красноярске, где его жена рожает вторую дочь Елену. В конце сентября возвращается в Юксеево машинистом паровой мельницы. В апреле 24-го появляется третья дочь – Ольга.
В октябре 1924 года семья переезжает в город Минусинск. Зимой Дмитрий Васильевич работает на разных работах, а летом плавает. В межнавигационный период вся команда распускалась и работала в других организациях. За ними сохранялись места на пароходах и выплачивалась зарплата в размере 20 процентов.
Дмитрий Васильевич зимой работал помощником машиниста на паровой мельнице № 4 города Минусинска, машинистом-монтёром в трудовом кооперативе «Вассал», в пожарной команде, помощником машиниста в типографии газеты «Власть труда».
В Минусинске прожили до лета 1930 года и уехали в Красноярск. Здесь, в городе, уже не было своего подсобного хозяйства. Жить становилось труднее. И не только потому, что семья состояла уже из шестерых детей, а работал один отец, а ещё и потому, что надвигался голод. Была введена карточная система на продукты.
Голод пережили тем, что отец привёз с Севера несколько мешков брошенной там муки. Она была затхлой, несколько лет там пролежала. Хлеб из этой муки был ужасен, но он был.
В 1930 году Дмитрий Васильевич работает машинистом парохода «Инородец» на реке Ангаре, откуда переходит на пароход «Тобол». В 1932 году вступает в члены «Инженерно-технической секции речников» (членский билет № 16251).
В навигацию 1933 года он на пароходе «Енисей» машинистом. Работали на притоке реки Енисей – Нижней Тунгуске. В Красноярск возвращались поздно, да и зима наступила рано. По Енисею шла сплошная шуга. Дойти до Красноярска было невозможно. Пароходство дало разрешение найти подходящее место для зимовки и зимовать.
27 октября 1933 года встали за островом, недалеко от деревни Подтёсово. Это было подходящее место для зимовки. Сразу принялись за строительство временного жилья. Рыли землянки прямо в яру берега, строили временные бараки из леса, который был на баржах как груз. И одновременно ремонтировали суда. Но для ремонта ничего не было и приходилось добывать всё в деревне. Это и было рождением Подтёсовского судоремонтного завода (РЭБ).
В 1934 году Дмитрий Васильевич берёт на пароход старшего сына Виктора – он учился в Красноярском речном техникуме на судомеханическом отделении и для прохождения практики ему разрешили работать с отцом на одном пароходе. Виктора назначили вторым помощником машиниста. Пароход работал по реке Вельмо, а командиром был Пётр Алексеевич Казаринов.
С мая 1935 года Дмитрия Васильевича Казаринова переводят работать механиком парохода «Пётр Щетинкин» на линию Минусинск – Означенное – Большой Порог. Это верховье реки Енисей. Вся семья переезжает на лето в село Означенное, а осенью – в город Минусинск.
Отец вино не пил и не курил. К работе добросовестно, был стахановцем, неоднократно ездил на стахановские слёты в Красноярск. Нас учил работе отдавать всё своё умение и опыт, самим учиться всё время.
В январе 1937 года Дмитрия Казаринова переводят на новый большой буксирный пароход «Максим Горький». Это был пароход с машиной новой конструкции. Она и была доверена одному из опытнейших механиков пароходства.
Беда к нам пришла не сразу. Уже много хороших людей и специалистов арестовали. Дмитрий Васильевич болезненно переживал сообщения о каждом. И сказал:
-- Ну, скоро и за мной придут.
Удивились – почему? Он сказал, что люди, которых арестовывают, были не враги, он много лет с ними работал и знал их. Сказал, что если это случится и с ним, то не мстите за него, потому что это какая-то ошибка, разберутся.
В начале навигации, 23 мая, когда пароход стоял у пристани Минусинск, Д. В. Казаринов ушёл на склад, а первый помощник механика стал прогревать машину. В это время произошла поломка клапана парораспределения. Через два часа клапан был заменён. У него была старая трещина и скрытая литейная раковина, но всё же Дмитрия Васильевича арестовали. Был арестован и первый помощник механика Сергей Бакулин. Они были осуждены как «враги народа» по статье 58.
После ареста мужа Александра Георгиевна осталась одна с шестью детьми. Специальности – никакой. Из квартиры выбросили, как «врагов народа». И только сестра Катерина приняла всю семью к себе на 16 квадратных метров.
На работу её не брали из-за мужа. И только 2 января 1939 года взяли в
судоремонтные мастерские перешивать старые матрацы. Летом работала в справочном
бюро на пристани, а зимой опять была без работы.
Был такой эпизод. Справочное бюро сообщает: «Из города Красноярска вовремя вышел
пароход «Косиор», он будет тогда-то». На завтра сообщают: «Пароход Ежов»
прибудет вовремя». Это был один и тот же пассажирский пароход. Следующим рейсом
объявляют: «Пароход Ежов вышел из Красноярска и прибудет вовремя». А на
следующий день: «Пароход «Энгельс» прибудет вовремя». А это всё один и тот же
пароход. При повальных арестах даже в высших эшелонах власти это была настоящая
«чехарда», а здесь не успевали даже переименовывать пароходы. Только с первого
мая 1940 года Александра Георгиевна была принята на работу в амбулаторию
водников санитаркой и дезинфектором пароходов. Здесь проработала до ноября 1945
года. Уволилась по инвалидности, ей ВТЭК определил вторую группу. В 1956 году,
после реабилитации мужа стала получать за него пенсию, как за потерю кормильца.
С 1951 года живёт в Ленинграде с дочерью Ольгой.
Дмитрий Васильевич Казаринов посмертно реабилитирован в 1956 году. По
неофициальным, но достоверным данным, его расстреляли 19 октября 1938 года. Об
этом были сведения ещё в марте 1939 года. В судоремонтных мастерских начальником
был Стрельцов, который сказал:
-- Отца не ищите, он умер, сам виноват. На одном из допросов, когда его били, он
назвал их фашистами, за это они его и добили.
Александра Георгиевна 10-11 августа понесла ему передачу, но её не приняли и сказали:
-- Ему теперь уже ничего не надо.
Она поняла, что его увезли куда-то. И пыталась узнать у прокурора Тельнова, куда. Он сказал:
-- К тебе он не приедет, а ты к нему приедешь.
В 1943 году лейтенант Виктор Селиванов, который работал в тюрьме начальником охраны, сказал:
-- Не ищите отца, а поминайте его 19 октября 1938 года. Умер он.
Так неофициально мы узнали, что отец расстрелян 19 октября 1938 года. Но в «Свидетельстве о смерти» сказано, что он умер 17 октября 1944 года. Причина – упадок сердечной деятельности, а место смерти – город Красноярск. Это, видимо, нужно было для того, чтобы не показывать много смертей в 1937-1939 годах.
В феврале 1990 года на запрос о точной дате и причине смерти официально сообщили: «Казаринов Дмитрий Васильевич был расстрелян 4 августа 1938 года».
Так закончилась жизнь и трудовая деятельность одного из старейших тружеников-водников реки Енисей, который был всегда передовиком в работе, стахановцем, зачинателем саморемонта на судоремонте. Об этом есть приказ начальника судоремонтных мастерских за ноябрь – декабрь 1937 года. А любовь к реке, к пароходам, к механизмам он передал своим сыновьям. Хотя и жизнь их после ареста отца сложилась для них не совсем благополучно. Им были приклеены ярлыки «сыновья врага народа». Но всё же они остались советскими людьми и по возможности помогали стране, чем и как могли, и даже отдавали за неё свою жизнь.
Старший сын Виктор родился 13 февраля 1917 года в деревне Халтурино Кировской области. С 1925 года по 1932-й учился в школе Минусинска. Семь классов закончил с отличием, поступил в Красноярский речной техникум. В 1936 году получает специальность техника-судомеханика. По окончании техникума его направляют работать помощником механика на пароход «Иртыш» Енисейского пароходства. Одновременно с работой он продолжает учиться на рабфаке, по окончании которого поступает в Ленинградский кораблестроительный институт, но был вынужден его оставить. В 1940 году была введена плата за обучение в институте – 400 рублей в год, а в техникумах и школах, начиная с седьмого класса – по 150. Мать не в состоянии растить и обучать шестерых детей при её заработке в 130-150 рублей. В октябре 1940 года Виктор возвращается в Минусинск и 21 октября поступает работать в Минусинские судоремонтные мастерские кондуктором.
Третьего декабря 1942 года он добровольцем уходит в армию. 3 сентября 1943 года Виктор был награждён медалью «За отвагу». Парторг дивизиона капитан В. И. Демченко даёт ему рекомендацию, на партбюро дивизиона его принимают кандидатом в члены ВКП(б). Постоянным партийным поручением у него было «комсорг первого дивизиона». О боях под Витебском Виктор пишет: «…Бои по прорыву обороны и уничтожению витебской группировки были жестокие… Самый тяжёлый боевой день был у меня 26 июня, когда мне пришлось быть у орудия и отбивать контратаки немцев прямой наводкой в течение двух суток, до тех пор, когда они массами стали сдаваться в плен…» После освобождения Витебска он прошёл через Белоруссию и Литву.
Виктор погиб третьего октября 1944 года в Литве у деревни Гиркальнис Расейского района. Для семьи это была очень тяжёлая утрата.
В. Казаринов.
Об авторе.
Владимир родился 16 ноября 1927 года. В августе 1943 года поступает в
Красноярский речной техникум на судомеханическое отделение и сразу его
направляют на плавательскую практику на пароход «Максим Горький», где до 23 мая
1938 года механиком был отец. Учитывая то, что брат на фронте, а за учёбу надо
платить, Владимир в мае 1944 года поступает в судоремонтные мастерские учеником
слесаря, затем работает слесарем, в августе 1945 года поступил в Благовещенское
речное училище, которое окончил в 1951-м и возвращается в судоремонтные
мастерские уже дипломированным специалистом. Как отец, получает специальность
судового механика, а как брат, начал работать конструктором. 3 января 1962 года
уходит работать инструктором в Минусинский ГК КПСС, но через несколько месяцев
возвращается снова на РЭБ флота, т. к. не смог там работать речник. По его
проектам были построены в РЭБ флота гараж, токарный, слесарный, электроцехи и
контора РЭБ флота, здание котельной и дизель-генератора.
В апреле 1957 года вступил в члены КПСС. До этого много раз избирался секретарём
комсомольской организации судоремонтных мастерских, неоднократно – членом
партбюро Минусинской РЭБ флота.
Владимир Дмитриевич Казаринов с 1987 года на пенсии по возрасту. На нём и
закончилась потомственная династия енисейских речников Казариновых.
Речник Енисея, № 37, 22.09.1990; № 39, 6.10.1990; № 40, 13.10.1990.
Д. В. Казаринов, 1937 г.
Семья Казариновых, 1937 г.