Помогите вспомнить и помянуть
Красноярское общество «Мемориал» ведет
поиск людей, репрессированных у нас в крае,
пытается восстановить их судьбы, вернуть им
доброе имя и сохранить память о них.
Репрессии не обошли стороной и
красноярских железнодорожников. Сегодня
публикуется список репрессированных
железнодорожников Красноярска,
составленный по архивным материалам
красноярского «Мемориала». О некоторых мы
знаем уже многое, о некоторых — почти
ничего. Мы обращаемся к читателям «Красноярского
железнодорожника» с просьбой дополнить
этот список, уточнить его: возможно,
некоторые сведения неточны. Мы просим также
сообщить об известных вам местах
захоронений репрессированных, о
местонахождениях лагерей. Мы собираем
документы, фотографии, воспоминания,
свидетельства очевидцев, которые
необходимы для формирования архива и
создания музея «Мемориала».
Нам можно писать по адресу: 660049,
Красноярск, пр.Мира, 3, «Мемориал». «Мемориал»
также ведет прием посетителей по вторникам
в редакции газеты «Красноярский комсомолец»
с 18 до 21 часа в комнате 10-06 (десятый этаж,
шестая комната). Адрес редакции: ул.Республики,
51.
В.Сиротинин,
председатель красноярского «Мемориала»
Железнодорожники Красноярска,
репрессированные в 30-е годы:
- АВГУСТИНОВИЧ, арест в 1937 г.
- АГАФОНОВ М.А., руководитель одной из
служб ПВРЗ. Арест в 1937 г.
- БЕЗИН Иван Яковлевич, дорожный мастер
Красноярского участка железной дороги,
арест в 1937 г. Расстрелян 26 октября 1937 г.
- БОЙКОВ Кирилл Филимонович, 1894 г.р.
Помощник дорожного ревизора в управлении
Красноярской железной дороги, арест в
декабре 1944 г., осужден на 5 лет, освобожден по
сроку в 1949 г.
- БРОДЕЦКИЙ Андрей Павлович, 1902 г.р.,
осмотрщик вагонов в вагоноремонтном пункте
ст.Красноярск. Арест в августе 1937 г. Отбывал
заключение на лесоповале в Свердловской
области. Освобожден в 1939 г., вернулся в
Красноярск, работал кочегаром на паровозе,
умер в 1985 г.
- ВАЙТУСИН Иннокентий Иннокентьевич, 1897 г.р.,
клепальщик ПВРЗ. Арест осенью 1937 г. На
допросах от побоев лопнули барабанные
перепонки, потерял слух, вернулся в
Красноярск после войны, умер в 1986 г.
- ВАЙТУСИН Осип Иннокентьевич, 1884 или 1885 г.р.,
машинист локомотива. Арест осенью 1937 г.
- ВЕРЕМЕЙ Иван Петрович, 1901 г.р., начальник
товарного двора ст.Красноярск, осужден в 1940
г. на 8 лет.
- ВЕРЕНИЧ Григорий Матвеевич, начальник
службы пути, арест в 1937 г.
- ВИЗГЕРТ Вихентий Осипович, начальник
вагонной службы Красноярской железной
дороги, арест в 1937 г.
- ГАВРА Иван Петрович, 1906 г.р.,
председатель завкома ПВРЗ, арест в 1937 г. В 1938
году осужден на 5 лет.
- ГАДАЕВ Игнатий Филиппович, 1907 г.р.,
начальник политотдела Красноярской
железной дороги. Арестован 27 сентября 1937 г.,
расстрелян в Красноярске 13 июня 1938 г. Перед
расстрелом несколько месяцев сидел в
Красноярской тюрьме в камере смертников (камера
№ 40).
- ГАЛАНИН Василий Павлович, 1884 г.р.,
главный диспетчер вагонных цехов ПВРЗ. 15
июля 1938 г. приговорен к расстрелу.
- ГЕРАСЬКИН Василий Петрович, 1881 г.р.,
старший инспектор по выпуску паровозов в
ПВРЗ. Умер во время следствия в 1937 г.
-
ГИЛЬДЕРМАН Вера Львовна, 1906 г.р.,
инспектор отдела кадров управления
Красноярской железной дороги, арест в
сентябре 1936 г., срок — 5 лет.
- ГОЛОВАНОВ, начальник технического бюро
Красноярского депо, арест. — ?
- ГОЛЬМУК Филипп Илларионович, 1904 г.р.,
инструктор ФЗУ ПВРЗ. 10 июня 1938 г. приговорен
к расстрелу, расстрел заменен на 15 лет
лагерей.
- ГОРШКОВ Константин Иванович, 1897 г.р.,
начальник техотдела паровозной службы
Красноярской железной дороги. 15 июля 1938 г.
приговорен к расстрелу. Расстрелян.
- ДИМОВ Павел Григорьевич, 1898 г.р.,
начальник планового отдела Красноярской
железной дороги. 10 июля 1938 г. приговорен к 5
годам ссылки в Казахстан.
- ЕВСТРАТОВ Николай Иванович, 1904 г.р.,
начальник механосборочного цеха ПВРЗ.
Арестован 17 августа 1937 г.
- ЖУРАВЛЕВ Алексей Константинович, 1899 г.р.,
главный механик ПВРЗ. Арестован в 1937 г.,
расстрелян 20 марта 1937 г.
- ЗЛОБИН А.Ф., руководитель одной из служб
ПВРЗ, арест в 1937 г.
- ИГНАТОВИЧ Бронислав Петрович, 1893 г.р.,
парторг ПВРЗ, арест 30 мая 1937 г.
- КАЗАНОВ Константин Иванович, сторож
ПВРЗ, арест в 1937 г., умер во время следствия в
Красноярской тюрьме.
- КАЧАЕВ Федор Алексеевич, 1898 г.р., возчик
райторга ст.Красноярск, арестован 28 мая 1938 г.
- КИСЛОВСКИЙ Константин, машинист,
арестован вместе с женой Антониной
Кисловской в июле или августе 1938 г. Жил по ул.Железнодорожников.
- КОЖУХОВ А.И., начальник планово-производственного
отдела ПВРЗ, арест в 1937 г.
- КОНОВАЛОВ Константин Семенович, 1904 г.р.,
арестован 17 сентября 1937 г., в феврале 1938 г. из-под
стражи освобожден.
- КОСЯГИН А.А., руководитель одной из
служб ПВРЗ, арест в 1937 г.
- КОЦАРЬ Владимир Васильевич, 1906 г.р.,
инспектор по подготовке кадров управления
Красноярской железной дороги, арест в 1937 г.,
срок — 8 лет.
- КРУМПАН, работал в ревизионной службе
Красноярской железной дороги, арест в 1937 г.
- ЛЮБИМОВ Афанасий, машинист, арестован в
декабре 1938 г. вместе с женой Варварой и
детьми Володей, Костей, Мишей. Жил на ул.Железнодорожников.
- ЛЮИК Юлиан Андреевич, 1899 г. р., главный
бухгалтер паровозного депо, арестован 2
ноября 1937 г.
- ЛЯКС Иван Иннокентьевич, 1913 г.р., зав.
материальным складом Красноярской
железной дороги, арестован 24 декабря 1937 г.,
расстрелян 17 февраля 1938 г.
- МАЙОРОВ С.Т., начальник механического
цеха ПВРЗ, арест — 1937 г.
- МАЧНЕВ Е.К., руководитель одной из служб
ПВРЗ, арест — 1937 г.
- МИРСКИЙ Арий Константинович, начальник
Красноярской железной дороги, арест — 1937 г.
- НЕВЕРКО Илья Алексеевич, 1899 г.р.,
ремонтный рабочий 10-й дистанции пути
Красноярской железной дороги, арестован 23
декабря 1937 г., расстрелян в 1938 г.
- НЕЛИДОВ Александр, работал на ПВРЗ, «столбист»,
арест — 1937 г.
- НИКОЛАЕВ Лазарь Антонович, 1891 г.р.,
директор ПВРЗ, арест – 1937 г., расстрелян 19
июня 1938 г.
- ОЧЕРЕДЬКО Михаил Иванович, 1896 г.р.,
начальник паровозной службы, арестован в 1937
г., расстрелян 15 июля 1938 г.
- ПЕРЕВЕРЗЕВ Петр Маркович, 1907 г., парторг
Красноярского паровозного депо, арестован
27 июля 1937 г., приговорен к расстрелу 13
августа 1938 г., расстрелян.
- ПОЛОНКИН Александр Степанович, мастер
ПВРЗ, арестован в 1937 г., умер в тюрьме во
время следствия.
- ПОЛОНКИН Владимир Александрович,
работал на ПВРЗ, арестован в 1937 г., умер в
тюрьме во время следствия.
- ПЯТКОВ Федор, рабочий ПВРЗ, арестован в
1943 г., срок — 10 лет, вернулся из заключения,
умер, похоронен на кладбище ст.Минино.
- СПРОГЕ Я.Я., руководитель одной из служб
ПВРЗ, арестован в 1937 г.
- СУМЦОВ И.Г., руководитель одной из служб
ПВРЗ, арестован в 1937 г.
- ЦИГ Василий Иванович, 1898 г.р., зам.
начальника паровозного депо ст.Красноярск.
Арестован 5 мая 1937 г., расстрелян 16 июля 1938 г.
- ЦИМИК Александр Иванович, слесарь депо
ст.Красноярск, расстрелян 15 июля 1938 г.
- ЧЕПУРИН Виктор Иванович, 1909 г.р., зам.
заведующего гаражом Красноярской железной
дороги, арестован 19 апреля 1937 г., освобожден
из-под стражи в 1938 г.
- ЧУДКОВ Иван Васильевич, 1902 г.р.,
начальник военно-учетного бюро ПВРЗ,
арестован в сентябре 1937 г. В 1938 г. освобожден
из-под стражи, работал на Красноярском
механическом заводе. Умер в 1979 г.
- ШАХМАТОВ Аркадий, машинист, арестован
осенью 1938 г. вместе с женой и сыновьями
Виктором и Геннадием.
- ШЕИН Сергей Игнатьевич, 1904 г.р.,
начальник технического бюро ст.Красноярск,
арестован в апреле 1937 г. До 1940 года
содержался в Красноярской тюрьме, затем был
освобожден. Жив, живет в Москве.
- ЭЛЬСТ Антон Семенович, работал на ПВРЗ.
Арестован в 1937 г. Отбывал срок в
Севжелдорлаге, где и скончался в 1944 г.
* Архипелаг ГУЛаг
Дорога в никуда
Тюменская область. Когда смотришь с вертолета, здесь все как будто действующее —
рельсы и семафоры, станции, домики обходчиков... Внизу же видишь разруху и
запустение. Десятилетия железная дорога Салехард—Игарка жила двойной жизнью.
Вроде бы она была, и в то же время о ней старались не упоминать, называя просто
«Стройка номер -501».
Идея северной Транссибирской магистрали витала в умах купцов и промышленников с
начала еекв. Но здравый смысл подсказывал, что «тот грандиозный план пока не по
зубам молодой российской буржуазии. Сталинскому же правительству неведомы были
сомнения по поводу нехватки средств, строителей, материалов. Решено — и в
полярную тайгу и тундру потянулись а 1947-м этапы репрессированных. В
нечеловеческих условиях: жуткие морозы зимой, гнус и комары летом, работали
заключенные. Ценою человеческих жизней проложен буквально каждый километр дороги. Не
машина репрессий исправно поставляла новые партии «врагов народа». К 1953-му
году уже ходили рабочие поезда из Салехарда в Надым, была почти закончена
отсыпка насыпи на всем полуторатысячекилометровом протяжении дороги.
После смерти «вождя и учителя» свернули строительство и законсервировали
лагеря. Так и стоит с тех пор этот памятник жестокости и насилия. Изъедены
ржавчиной рельсы, сгнили шпалы — огромные суммы народных денег были закопаны в
тундру. Никакими деньгами не оценишь жизни погибших, а как оценить десятки
тысяч исковерканных судеб? Ведь только по неполным данным, на строительстве
работало около ста' тысяч заключенных.
«Красноярский железнодорожник», 10-16.11.90
/Документы/Публикации 1990-е