Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Память и будущее


Во многих городах страны прошел День памяти жертв политического террора, Отрадно, что мы дожили до времени, когда общественное сознание восприняло этот долг памяти как необходимость, как условие нашего выживания, возвращения к цивилизации и праву, условие свободы и человеческого достоинства наших детей и внуков, а значит — всего народа, всей нации.

Шли мы к этому трудно и долго. Приходилось доказывать очевидные вещи — что нельзя построить счастье на крови, что человек не может  быть средством реализации самых  распрекрасных идей, не может быть кирпичиком в самом распрекрасном здании, что любая ненависть к общественной группе, объединяемой по классовому, национальному или иному признаку, — безнравственна, разрушительна и всегда ведет к самоуничтожению.

Никакое политическое устройство не в состоянии сделать человека счастливым. Но освободить его силы, способности, избавить от незапланированных бед, гарантировать уважение к его правам, защите его жизни, здоровья, достоинства — государственные структуры обязаны и могут, в этом смысл их образования и существования.

Сегодня нередко можно услышать: «Хватит о политике, хватит  о Сталине, о прошлом... Надоело!». Это можно понять, но принять нельзя. Мы не знаем еще всей правды, хотя знаем достаточно, чтобы почувствовать масштабы катастрофы, страшной беды, что приключилась с нами. Но главное — даже не знание, главное — осознание. Осознание гибели, грозящей обществу, отринувшему ненужные вещи» (по Юрию Домбровскому): совесть, гуманность, честь, мораль, заменившему их целесообразностью, будь то революционной, экономической, национальной. Это ложь. Зло не может быть целесообразным. Оно всегда зло, в какие идеологические экономической, национальной одежды его ни обряжай.

Очень, точно . сказано у Твардовского: «Одна неправда нам в убыток, нам только правда ко двору...». Маленькое Норильское отделение общества «Мемориал» решает большие задачи по узнаванию этой правды, по внедрению ее в сознание наших земляков и гостей города. Оно негромкое, наше общество. Дела его конкретны и скромны, но они необходимы для возрождения той самой духовности, о которой столько говорится и пишется, часто теми, кто ищет, причины кризиса в поисках мифических врагов, зачисляя в них всех — от масонов до демократов.

Ненависти у нас в избытке и без талонов. Но только упорная, часто неблагодарная работа по восстановлению истины может консолидировать общество, возродить его нравственность.. Члены. «Мемориала» стараются внести свой, пусть маленький, вклад в огромное дело очищения. Обладая весьма скромными денежными средствами, «Мемориал» оказывает помощь бывшим узникам Норильлага. Да, это долг государства. Ведь люди, живущие на нищенские пенсии, бесплатно работали для страны многие шлды, их мыслью и трудом создан заполярный гигант, и в награду они иногда получали новые телогрейки или валенки, в то время как их начальству давали ордена и звезды на погоны. Но государство не спешит возвращать долги —  не имеет средств, да и можно ли отдать такой долг —  отнятую единственную и неповторимую жизнь?!

А может/ просто не осознана до конца страшная вина, утрачены нравственные критерии, понятия ответственности и чести? Отсюда половинчатые решения, реабилитация без извинения, чрезвычайная осторожность, опоздания, долгие раздумья перед каждым шагом, восстанавливающим справедливость. А зло творилось уверенно, быстро, в огромных масштабах. Трудно добавить что-либо к великой книге-реквиему «Архипелаг ГУЛАГ». Слов не хватает, а ужас и страдание бесконечны. Но вещи говорят иногда больше слов.

Читатели «Заполярной правды» уже знают, что при содействии городского отделения общества «Мемориал» нынешним летом была организована экспедиция в район расположения крупного промышленного, а значит, и лагерного района — на побережье моря Лаптевых у выхода из Хатангской губы. У семьдесят второго градуса северной широты располагались три крупных группы лагерей: Нордвик-порт, Солерудник, Нордвик-угольный. Участниками экспедиции стали член правления общества «Мемориал» художник С.Н.Морозов, его коллеги-норильчане А. А. Слесарев, В. А. Асадчиков и ленинградец Л. Г. Башков, работник ПСМО «Норильскстрой» О. В, Мельников, сотрудницы музея Н. С. Дзюбенко, С. Г. Эбеджаис и фотограф Е. Ф. Пономарев.

Пересказать их впечатления трудно. Надо послушать их самих. И главное посмотреть экспонаты. Американские ящики, буровые коронки, фонари и зарешеченные рамы лагерных окон, надписи, сделанные неизвестными, навсегда исчезнувшими людьми. Газета-многотиражка с адресом издательства: . «Море Лаптевых». Следы страшной, но все же жизни в арктической пустыне — страшной именно своей обыденностью, обыденностью смерти и ужаса. Детские башмачки с огромным мастеровом и любовью скрепленные, вместо дратвы; заостренными спичками. Чем не глава «Архипелага»?..

Замечательное, огромной важности дело сделано экспедицией. Еще одно пятно стерто с карты молчания, а, значит — и правды прибавилось. Но сколько еще надо сделать! Уже сейчас негде размещать экспонаты, а они уникальны. Уникальны отснятые километры кино-' и фотопленки. Уникальна природа Арктики, уникально время, воплотившееся в брошенных поселках, вещах,  предметах. Все это принадлежит, не только городу, норильчанам, но и истории страны. Но в музее нашем нет места.

Задачи,  в том числе и исследовательские, технические проблемы, которые призван разрешать «Мемориал», совершенно неадекватны его финансовым и материальным возможностям. Огромное, спасибо всем благородным м достойным людям, оказывающих нам посильную помощь: НТТМ «Резонанс», ПСМО «Норильскстрой», другим организациям комбината и города, норильскому священнику Сергию...

Но мало денег, нет помещений. Между тем без истории нет города, горожан, есть вахтовики с психологией временщиков. А это разрушительная психология. Только память, уважение к прошлому и правда. о нем способны толпу сделать народом.

Нам нужен музей истории норильских лагерей. Он должен быть достаточно просторным с учетом перспективы исследований. Он должен вместить все экспонаты и документы. А их, экспонатов, наше «светлое» прошлое наготовило нам на многие годы вперед.

Одно из главных условий — музей должен находиться в центре города — ведь это постоянно действующая школа воспитания нравственности. Норильчане не любят далеко ездить, да и климат тому не способствует. И дети должны в нем бывать, и учителя, и пенсионеры.

Конечно же, стоимость такого музей должна быть минимальной (все понимают, что есть сегодня и более актуальные задачи). . Но может быть, читатели «Заполярной правды» предложат какие-то варианты использования старых или подлежащих сносу помещений? Откликнитесь, норильчане, помогите советом, предложениями! Ждем также благосклонного внимания горсовета: не претендуя на финансовую помощь, мы просим его принять посильное участие в наших делах. Ведь все в «Мемориале» работают для родного города, для будущего и настоящего наших детей.

Е. ХЕРСОНСКИЙ,
член общества «Мемориал».

По. просьбе автора гонорар публикацию будет перечислена на счет № 702102 в фонд «Мемориала».

 

Заполярная правда 01.12.1990


/Документы/Публикации/1990-е