Арво Кальюмяэ работал на почте в городе Кохтла-Ярве (Эстония) и был арестован 4 августа 41-го. когда .к городу уже приближался фронт.
Забрали его из дома, когда он пришел вечером с работы. Забирали трое, это были эстонцы.
В тот же день был арестован начальник конторы связи Освальд Веедла.
Арестованных.. согнали в здание школы, и держали там 4 дня, а 3 августа посадили 20—25 человек в кузов грузовика и.отправили в Нарву. Никаких допросов не было. ни там. ни там. На следующий день всех загнали в товарные -нагоны и повезли.
В. вагоне, куда попал Арво, было 40—50 человек, исключительно эстонцы. Когда загоняли в вагоны, один из них стал сопротивляться. Охранники отвели, его за вагон и застрелили. Охрана состояла тоже из эстонцев.
Около Ленинграда состав попал под бомбежку. Поезд остановился, и узников выгнали ставить на место сдвинутые при взрыве рельсы перед паровозом. Конвоиры говорили, что это последний состав, который успел уйти из Нарвы.
В конце августа 1941-го состав пришел в Астрахань. Арво попал в камеру; туда же попал и Освальд Веедла. В этой тюрьме они просидели примерно полгода, а. весной 1942 года Арво попал в этап в Соль-Илецк.
Все трое суток пути им не давали ни хлеба, ни воды. Конвои продал и пропил все пайки.
Арво с разными этапами попадал еще в тюрьмы в Саратове и Куйбышеве.. Где-то в этой этапной круговерти затерялся Освальд Веедла, и его дальнейшая судьба неизвестна; В одной из этих, тюрем Арво объявили «приговор»—постановление ОСО НКВД СССР: 10 лет.
В конце лета 1942 года он попал с этапом в Мариинск. Когда вышел в Мариинске из вагона, то потерял сознание от свежего воздуха. Как нетрудоспособного, его вместе со .многими другими отвезли на лошадях, в инвалидный лагерь Баим, входивший в систему Сиблага. Он находился у железной дороги недалеко от Мариинска.
В лагере содержались и мужчины, и женщины — причем одна только 58-я статья. Несмотря :на отсутствие тяжелых работ; смертность была значительной: многие попадали :сюда уже совсем потеряв здоровье. Женщины были заняты на швейных работах. В лагере находилось в среднем .около тысячи заключенных. 'Начальником лагеря был Тютюник, его заместителем .— Коробейников. Арво попал на работу в .лагерную. пекарню, а позднее он стал в ней заведующим. Но летом 1945 года замначальника решил от него избавиться и отправил с этапом на лесоповал в лагерь Шалтырь недалеко от Тяжина. Лагерь стоял на берегу речки. Это тоже был один из лагпунктов Сиблага.
. В этом лагере было около трехсот заключенных, из них около ста женщин.. Однажды на дверях столовой повесился- японец. Он сделал это, чтобы выразить свой протест. Бараки в Шалтыре на ночь не запирались. Да и куда бежать?
Летом 1947 года часть заключенных погнали пешком. километров за 50—60 на сельскохозяйственный лагпункт Ивановка, вдалеке от железной дороги. В этот этап попал и, Арво...
Арво Эдуардович получил реабилитацию в. 1959 году. При этом в деле обнаружились доносы или ложные показания трех лиц: Яана Нээ (заместитель начальника отделения связи) и почтальонов Марии Ахсе и Хельвн. Урвет.
Владимир Биргер,
член общества «Мемориал».
НА СНИМКЕ: Арво Калыомяэ.
г. Красноярск.
Ориентировочно 1990 г., издание неизвестно - какая-то районная или многотиражная газета.