












Я, Фритц Мария Генриховна, родилась в селе Красный Яр, бывшей АССР НП (Энгельского) района в 1938 году. Мои родители — Фритц Генрих Давыдович 1910 года рождения, Фритц Доротея Карловна 1911 года рождения. Была у меня и сестра — Доротея Генриховна, 1941 года рождения. Эти данные мне сообщили в УВД Саратовской области. Выселение я не помню, в памяти остался общий барак с нарами, где жили переселенцы-немцы. Помнится, что этот барак был в степи, и ночью слышался вой шакалов.
Помню, как на санях везли гроб с телом матери, отец шёл с сестрёнкой на руках, я шла рядом. Через какое-то время какие-то люди выгнали из барака всех мужчин, в том числе и отца и увезли. Больше мы его не видели. Нас, оставшихся детей, увезли в детдом. Где это всё происходило, не помню, в какой детдом нас привезли, не знаю. Потом из этого детдома нас долго куда-то везли и, как потом выяснилось, привезли нас в Туруханский детдом Красноярского края. Я постоянно болела и меня направили в 1947 году в лесную санаторную школу села Лебедева того же района. Сестра оставалась в Туруханске. Мне сказали, что её хочет удочерить семья из местных жителей.
В Лебедеве я окончила 4 класса и в 1952 году меня вернули в Туруханский детдом. Сестры там уже не оказалось… Больше я о ней тогда ничего не могла узнать. Детдомовцев начали отправлять на учёбу, некоторых взяли в свои семьи местные жители, я тоже просилась на учёбу, но заведующий сказал, в отношении Вас особые указания. Вас мы должны использовать только на работе. Мне дали старые сапоги, такую же одежду и отправили в ближайший колхоз на работу. Пробыла я там недолго, простудилась и меня вернули в Туруханск, положили в больницу. После больницы была отчислена из детдома, оказалась на улице, ходила по людям, зарабатывая себе питание, о сестре ничего не могла узнать.
Не буду описывать последующие годы моих скитаний и унижений — это история долгая и печальная.
Этим летом я побывала в Туруханске, в РОНО по архивам выяснилось, что сестру удочерила семья Майоровых Кузьмы Ивановича и Антонины Андреевны Доротею назвали Галиной, год рождения вместо 1941 записан 1943. Она стала Майорова Галина Кузьминична, 1943 года рождения. Больше мне ничего не удалось узнать. Майоровых я не нашла.
Добрые люди, я обращаюсь к Вам за помощью, если кто-нибудь что знает о семье Майоровых или их дочери Галине, а также возможных родственников моего отца или матери сообщите в газету «Маяк Севера».
М. Фритц.
Маяк Севера, № 9, 22.01.1991.