МЕМОРИАЛ
«Чтобы свеча не погасла» — так называется экспонирующаяся в музее истории освоения и развития Норильского промышленного района выставка новых поступлений, один из разделов которой посвящен репрессированной культуре. Тема эта представлена именами актера и архитектора Виктора Сколдинова, композитора Сергея Кайдана-Дешкина, пианистки Уно Таубре, геофизика и поэта Юрия Мурахтанова, поэта Давида Кугультинова.
Виктор Васильевич Сколдинов до ареста в 1937 году закончил четыре курса Московского архитектурного института театральную студию Яншина. Из семи норильлаговских лет четыре с половиной года проработал по специальности в проектной конторе и управлении капитального строительства. оставшиеся два с половиной, вероятно, на общих работах. Сохранился бюллетень культурно-воспитательного отдела лагеря за 1940 год (он экспонируется на выставке) с рисунком, изображающим зека В. Сколдинова, и надписью: «один из Лучших конферансье клуба лагеря. Он же — хорошим работник». Немногие из оставшихся в живых норильлаговцев помнят, как читал Виктор Сколдинов на сцене клуба второго лаготдела «Аристократку» Зощенко или пел арии из оперетт вместе со своей будущей женой Ольгой Калиновской.
Ольга Николаевна была солисткой эстрадного оркестра культурно-воспитательного отдела «Норильлага» с 1939 по 1940 год. Руководил этим оркестром его создатель — автор пионерского гимна «Взвейтесь кострами, синие ночи» Сергей Федорович Кайдан-Дешкин. Ольга Николаевна вспоминает, что вокальную группу возглавляла Мария Константиновна Муханова (меццо-сопраио), в нее вводили Виктор Оскарович Шписс (бас), теноры Покровский и Никулин. А были еще драматический кружок, оркестр народных инструментов и танцевальный ансамбль.
Программы готовили вечерами, после работы, а в воскресенья и праздничные дни ездили и ходили (в сопровождении конвойных, конечно) в лаготделения, где в приспособленных бараках давали концерты для заключенных, и не только для них. Случалось выступать на торжественных заседаниях и обкомовских конференциях «вольняшек» (до появления в 1942 году ДИТРа).
В первых советских концлагерях 20-х годов не было никаких клубов, красных уголков, газет. Все это появилось после «перековки»,— широкого лагерного строительства, когда один за другим, как грибы после дождя, во всех уголках необъятной нашей Родины появлялись исправительно-трудовые лагеря. «Перековывали» рабочих, крестьян, военных, учителей, учеников.
Когда в 1939-м во втором отделении Норнльлага оказался будущий писатель Сергей Снегов, он «с удовольствием узнал, что имеется клуб и там бесплатно показывают кинофильмы, а самодеятельный ансамбль из заключенных еженедельно дает спектакли. В этом «самодеятельном ансамбле» были почти исключительно профессионалы, я узнал среди них известные мне и на воле фамилии» («Что такое туфта я как ее заряжают»).
Известным на воле артистом Сколдинов не успел стать, но в лагере, безусловно, был очень популярен «Лучший клубный конферансье» в автобиографии, написанной 9 марта 1944 года, через два дня после досрочного (за хорошую работу) освобождения из лагеря, сухо перечисляя основные вехи своей жизни, после фразы: «С 1937 г. по 1944 г. нахожусь в заключении». — совершенно неожиданно добавляет: «А теперь снова начинаю жить...».
Но жить Виктору Сколдинову оставалось недолго. Цифра 37 стала для него роковой...
Некоторое время он был художественным руководителем ДИТРа. выезжал в Москву для заключения договоров, но в начале 1948-го эстраду ДИТРа упразднили, и Виктор Васильевич перешел на работу в проектную контору. Жили они с Ольгой Николаевной в гостинице, а лотом получили комнату в доме № 3 по Севастопольской. Когда Ольга Николаевна лежала в роддоме, Виктор Васильевич вместе с Николаем Ивановичем Русиновым (тогда актером Нооильского театра) ходил за трибами в тундру, сильно простудился (сказался лагерь) и заболел туберкулезом. Лечили его все как могли. Ольга Николаевна вспоминает, что начальник.. комбината Панюков выдал из своих запасов какое-то американское лекарство, а главный инженер Сысуненко зарезал собаку...
После поездки в Белокуриху появилась надежда на полное выздоровление. Летом 50-го Сколдиновы поехали в отпуск: Ольга Николаевна с дочерью — на юг к родственникам, а Виктор Васильевич — в санаторий. После возвращения из санатория Сколдинова повторно арестовали и без суда отправили в ссылку в Абан Красноярского края... Через год перебралась поближе к мужу и Ольга Николаевна, она устроилась в филиал проектного управления (п/я 126) в Красноярске, где работал бывший начальник проектной конторы в Норильске Г. П. Локштанов. Он и помог перевести Виктора Васильевича в филиал управления в село Шилинка. Приехали они в деревню в начале августа 1951 года, а через два месяца оба простудились. Пока Ольга Николаевна лежала в районной больнице с абсцессом, у мужа вновь открылся туберкулез и 7 октября Виктор Васильевич - Сколдинов скончался. 29 сентября ему исполнилось 37 лет... А через пять лет пришло постановление о| его реабилитации «за отсутствием состава преступлений».
Одьга Николаевна переехала я Чериогорск, через год похоронила дочь четырех с половиной лет...
Одно из своих писем Ольга Николаевна Харченко (Калииовская) заканчивает так:
«Мне очень повезло на хороших людей. Благодаря им я пережила все тяготы лагеря и
все трудности и горе после этого. Я была арестована со второго курса института,
но за девять лет в Норильске меня научили так работать, дали такие знания, что я
ценилась как специалист (конструктор) и ушла на пенсию с должности руководителя
группы института. За это время я встретила хорошего человека, с которым мы
прожили уже 36 лет, есть у нас дочь, зять и внучка девяти лет. Семья дружная и
благополучная... Поддерживаю связь с друзьями прошлых лет, иногда встречаемся с
М В. Нанейшвили, дружили до последнего ее часа с Е. Я. Драбкиной. У меня только
одна мечта осталась — дожить бы так, как сейчас, — спокойно».
«Казнить звезду — какая подлость...». Эти строки Юнны Мориц о каждом человеке, чей загубленный или выстоявший талант — основная тема всей нашей выставки.
В. ВАЧАЕВА.
На снимках; одни из стендов выставки «Чтобы свеча не погасла». Крупным планом — фрагмент концерта 1943 года, в котором заняты Ольга Калиновская и Виктор Сколдинов.
Заполярная правда 05.03.1991