Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Талант был Богом дан …


Прекрасная страна Сибирь, окутанная завесой таинственности, славящаяся суровостью климата, служила долго-долго пугалом нашим соотечественникам. Безвестное множество людей, сосланных сюда в разные времена, находили здесь приют – кто временный, а кто на вечные времена. Живы и по сегодня в памяти старшего поколения люди, которых называли одним словом – ссыльные. Нельзя сказать, что только сейчас стало понятно, сколько замечательных людей, талантливых, прекрасных специалистов жило у нас в посёлке – ссыльных. Знали и раньше. И обращались к ним за помощью, и сами порой помогали им – да только всё с оглядкой да втихушку, чтобы – Боже сохрани и помилуй! – без последствий обошлось. Так уж были воспитаны, не всем и не каждому было дано понять причины их изгнания с родных мест. Они, ссыльные в большинстве своём несли сибирякам свой высокий духовный потенциал, щедро делились знаниями – кто чем богат был.

Эти две фотографии напомнили мне о тех далёких временах, когда славился наш район в крае своим оркестром духовых инструментов – руководителем его много лет был Андрей Васильевич Максюк.

Сыну железнодорожника был, как говорится, Богом дан талант, закончил в 1938 году Ташкентское музыкальное училище им. Хамзы, отделение духовых инструментов. Затем были курсы заочного обучения Всесоюзного народного творчества им. Н. К. Крупской, отделение «Рисование и живопись».

Кто знает, как сложилась бы его дальнейшая творческая судьба, да только в 1941 году, когда работал в джазе в Полтаве (а как известно, не пользовался джаз особой милостью), возникло какое-то подозрение. Улик для суда собрать достаточно не собрали из-за их отсутствия, но для острастки молодого оркестранта всё-таки сослали. На всякий случай. В Сибирь. В Красноярск. А уж в Красноярске определили постоянное место жительства – Предивинск. Там и работал Максюк – музыкант и художник по призванию и образованию – на разных работах. Как уж предивинское начальство рискнуло – кто его знает, да только позволили Максюку создать духовой оркестр. А когда этот оркестр стал победителем в смотре художественной самодеятельности речников Енисейского бассейна, в судьбе Андрея Васильевича произошёл ещё один поворот. Районное руководство забрало Максюка в Большую Мурту. К слову сказать, не побоялись, оценили по достоинству и талант, и специалиста.

Основным местом работы стала средняя школа, где Андрей Васильевич начал преподавать черчение и рисование. Так и стала Сибирь для Андрея Максюка второй Родиной.

Созданный теперь уже при Доме культуры духовой оркестр получает со временем краевую известность, со смотров привозит грамоты за первые места. А уж в посёлке без него, кажется, и вообще нельзя было представить культурную жизнь.

Самозабвенно отдавая себя любимому занятию – музыкальному образованию молодёжи и учащихся, Андрей Васильевич не менее добросовестно исполнял и свою работу в школе, за что был награждён министерской грамотой.

И сейчас, несмотря на свой преклонный возраст, продолжает Андрей Васильевич работать художником в Большемуртинском леспромхозе.
Его жизнь в нашем посёлке – страница истории посёлка, густо заполненная делами и именами. Некоторые его воспитанники связали свою жизнь с искусством, некоторые нет-нет, да и вспомнят свой оркестр. Вспоминают с гордостью и уважением к Андрею Васильевичу.

К сожалению, людям всегда была свойственна неблагодарность, забывчивость. Есть и среди его бывших учеников такие, кто забывает при встрече поприветствовать своего старого учителя, забывают, что и к ним придёт старость, и им тоже будет больно и обидно от малейшего знака невнимания.

Становилась когда-то Сибирь для кого матерью, а для кого-то мачехой. Так хочется надеяться, что не обделила она лаской и вниманием Андрея Васильевича Максюка. Жизнь прожита в Мурте – не осуществились юношеские мечты и надежды. Но пусть душе будет тепло и радостно от сознания, что сделал немало добра, щедро делился талантом, а это не всем дано.

Т. Чапало.

На снимках:


Андрей Васильевич Максюк сегодня;


Выцветают с годами фотографии и трудно сейчас уже разглядеть черты лиц юных оркестрантов. Но должны себя узнать те, кому почти тридцать лет назад было 13-14-15 лет – откликнитесь! Так хорошо было бы встретиться и вспомнить те времена. Надеемся, и школа искусств помогла бы организовать и провести такую встречу.

Фото Е. Чапало.

НОВОЕ ВРЕМЯ, № 60, 25.05.1991.


/Документы/Публикации/1990-е