РЕЗОНАНС
В «Красноярском рабочем» от 12 Мая 1991 года прочитала статью об освоении севера Сибири (автор геолог Палушин). Очень приятно, что историческое освоение великих путешествий, в том числе первопроходцев Красноярского Севера, начало интересовать народ.
А ведь освоение Енисея и выход морских судов в Карское море принадлежит речникам Енисея. Мой отец, Петр Филиппович Очеретько,- тоже многое сделал в свое время, будучи капитаном, работая в качестве начальника обстановочной дистанции. Мне, как его дочери, часто с ним приходилось плавать, и я свидетель тому, с какой, настойчивостью и терпением отрабатывалась лоция Енисея.
А когда встал вопрос о поиске протоки, в которую могли бы заходить морские с.уда для загрузки их сибирским лесом, то отец обследовал на своем маленьком пароходе «Тобол» весь фарватер в поисках подходящей протоки. И вот в 1929 году такая протока была найдена — это Игарская протока. С тех пор она стала портом на Енисее.
Но вот труженика, который нашел эту протоку, затем возглавил первую Карскую экспедицию на Енисее, постигла беда как в то время многих его друзей —. капитанов К. А. Мецайка, В. В. Ильинского и др. Отца арестовали 26 октября 1937 года, он не смог пережить все муки лагерей и умер в ссылке в 1939 году.
Обидно, что даже когда был юбилей Игарки, имя отца ни. где не упомянулось. Хотелось восстановить истину, чтобы хоть речники помнили своих землепроходцев.
Сейчас, правда, при пароходстве (организован музей, и там есть стенд, посвященный старым капитанам, в том числе и П, Ф. Очеретько.
Пока есть еще живые свидетели, хотелось бы, чтобы сделанное капитаном П. Ф. Очеретько было известно не только узкому «ругу речников. У меня есть альбом первой Карской экспедиции и осталось немного фотографий. Может, кто-нибудь заинтересуется судьбой речников Енисея? Нужно. Я с радостью откликнусь.
Н. ДУНАЕВА, дочь Очеретько.
Красноярский рабочий 08.06.1991