












С каких пор немцы живут в России? Как они попали сюда из Германии? На такие
вопросы смогли бы ответить многие немцы, не говоря уж о лицах других
национальностей. А вот как они попали в Красноярский край им известно не из
книг, а из собственной жизни.
Хотя в России отдельные личности — путешественники, учёные, купцы — появлялись
ещё сотни лет назад, массовое переселение началось при Екатерине II, в
результате изданного ею в 1763 году Манифеста, гарантировавшего получение
земельных наделов, денежных ссуд, освобождение от воинской повинности тех
ремесленников и крестьян, которые покидали свою родину Германию в результате
нищенского существования и религиозных преследований. За восемь лет с 1764 г. из
Германии переселилось 8 тысяч семей (27000 душ), основавших на Нижней Волге 104
колонии. В ХIX веке переселение продолжалось, но расселялись немцы
преимущественно на Украине, Северном Кавказе. в Бессарабии.
После Октябрьской революции территория на Волге, населённая немцами, декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 19 октября 1918 года была объявлена Трудовой Коммуной немцев Поволжья, ставшая первым автономным образованием в СССР. В 1924 году она была преобразована в Автономную Социалистическую Советскую Республику Немцев Поволжья (АССРНП). К середине 30-х годов она стала образцовой автономной республикой.
Но вскоре «отец народов» приступил к гонениям на малочисленные народы, и в отношении немцев это выразилось в первую очередь в ликвидации немецких школ и газет. Окончательный удар по советским немцам Сталин нанёс в 1941 году, клеветнически обвинив население республики в пособничестве фашистской Германии. Под этим предлогом республика была ликвидирована, и чтобы она никогда больше не возродилась, сотни тысяч поволжских немцев, а заодно и немцев других регионов страны разбросали по всем уголкам Сибири и Казахстана с целью их принудительной ассимиляции. Немцы лишились газет на родном языке, радио, кино, театров. Из 450 немецких школ в СССР, имевшихся до Отечественной войны, после 1941 года не осталось ни одной. В результате территориальной разобщённости немцы стали забывать свой родной язык, и сейчас им мало кто владеет.
С таким же рвением началось планомерное физическое уничтожение людей: мобилизованные в так называемые «лагеря трудармии», то есть концентрационные лагеря с беспощадным режимом содержания, более жестоким, чем для самых уголовных преступников, — мобилизованные в них с 15-16-летнего возраста женщины и мужчины гибли от непосильного труда, голодного существования, холода, зверского режима, морального переживания.
Советские немцы с надеждой ожидали окончания войны, для победы в которой и они внесли большой вклад своим нелёгким трудом. Они мечтали возвратиться в прежние места проживания. Но в ответ последовал ещё один удар: им запрещалось возвращаться в свои дома. За нарушение запрета указ грозил ссылкой на 20 лет каторжных работ. Каторжных! Это слово не из лексикона царских времён в отношении уголовных преступников, а в отношении советских малочисленных народов: немцев, калмыков, ингушей, чеченцев, финнов, латышей и других.
За многие годы после смерти «отца народов» немцы неоднократно обращались в высшие инстанции с просьбой о реабилитации, о восстановлении автономной республики на Волге, но просьбы оставались без ответа. Когда письма, подписанные десятками, сотнями и тысячами немцев из различных районов Сибири, Казахстана посыпались в адрес правительства, когда стали посылать в Москву своих представителей, добиваясь встреч с руководством партии и правительства, немцев стали преследовать самым жестоким образом. Всё сказанное отразилось на моральном, психологическом состоянии немцев, до сих пор у них сохранилось чувство боязни: немцы во многих случаях стараются воздерживаться от выступлений на собраниях, даже от посещений их, стесняются разговаривать на родном языке в людных местах, не хотят обучать своих детей немецкому языку, боятся потерять работу.
В письме Министерства культуры РСФСР говорится: «За последние годы Министерство культуры РСФСР усилило внимание к вопросам сохранения и развития национальной культуры советских немцев, проживающих в России, всемерную помощь местным органам культуры в организации этой деятельности. В ряде территорий компактного проживания немцев создаются объединения по изучению истории и культуры немецкого народа, курсы и факультативы изучения языка, расширяется сеть фольклорных, театральных, хоровых национальных коллективов, организуются музейные выставки изобразительного искусства, формируются библиотечные фонды национальной литературы и периодики.
Министерство культуры поддержало создание Всесоюзного общественно-политического и культурно-просветительного общества советских немцев «Возрождение» и выражает готовность к совместной деятельности с его Координационным Центром».
В. Фукс, председатель краевого совета общества «Возрождение».
Маяк Севера, № 93-94, 1.10.1991.