Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Как это начиналось...


К 50-летию
Заполярного драматического театра
им. Вл. Маяковского

Наверняка многие читатели газеты уже знаки (хотя бы из объявлений в «Заполярке») о том, что с 25 октября по 3 ноября в Заполярном драматическом имени Вл. Маяковского пройдет юбилейная декада, посвященная 50-летию нашего театра. Дата, согласитесь, заслуживающая внимания.

А поскольку театр всегда представлял одно из «лиц» многоликого нашего города, причем далеко не худшее, то юбилей этот может по праву считаться праздником всех иорильчан.

В дни театральной декады зрители смогут поближе познакомиться практически со всеми актерами, режиссерами Заполярного драматического в лучших спектаклях конца минувшего сезона и премьерах нынешнего. Свой посильный вклад в это знакомство постарается внести и «Заполярная правда».

 

ЧЕТЫРЕ года, назад в наш город пришло письмо, из солнечной Алушты. Написал его бывший директор норильского театра Григорий Александрович Бороденко. Так началась переписка с этим интересным человеком? А поскольку речь шла о будущем юбилее Заполярного драматического, о сборе материалов, 'связанных с его пятидесятилетием, то к этой переписке подключился музей истории освоения и развития Норильского промышленного района в лице его директора Лилии Григорьевны Печерской. В картотеке музея есть две записи, которые проливают свет на дату открытия театра, которая несколько расходится с доселе общепринятой. Вот первая из них:

420219. Официальная дата основания театра. «Заполярная правда» от 19. 02.67 г. сообщает официальную дату основания Норильского театра — 19 февраля 1942 года. Выписка (источник не указан) сообщает, что он был создан по Указу правительства как Норильский Второй Заполярный театр (первый был в Игарке, там работала тогда В. Н. Пашенная). Директором театра был назначен Делюков, а режиссёром — молодой выпускник Ленинградского театрального училища Демиховский.

И вторая карточка:

420310. 9 марта 1942 года состоялось официальное открытие (основание!) Норильского драматического театра. В коллективе театра тогда было тринадцать человек. Своего здания, костюмерной, реквизита еще не было. («Сталинец», 26 февраля 1952 года).

Мы же считаем датой основания театра 6 ноября 1941 года. Народная молва гласит, что именно в этот день был концерт-спектакль «Великая Отечественная...». Что же по этому поводу пишет Григорий Александрович Бороденко?

Вот его первое письмо:

 

Дорогие друзья, коллеги!

К вам обращается один из тех, кто стоял у истоков Норильского театра, кто работал в нем с 25 сентября 1941 г. по 28 октября 1947 г. А пишу я вам... вот по какому поводу. Осталось немного более четырех лет до 50-й годовщины. Эту дату вы будете отмечать, к ней нужно готовиться. Есть ли у вас какие-нибудь достоверные данные о начальном периоде работы театра? Вряд пи. А они довольно интересны.

У бывших работников театра, актеров, если они еще живы, или у их родственников, конечно, сохранились материалы того периода. Лично у меня сохранилась, в очень дряхлом состоянии, газета «За металл», № 66/733 от 9 июня 1945 г„ почти целиком посвященная итогам работы коллектива театра за военный, период; почетные грамоты, программы, фотографии, фотопленки многих спектаклей того периода — мой Личный архив.

Театр создавался по инициативе начальника комбината, комиссара госбезопасности Александра Алексеевича Паиюкова. Без его постоянного внимания, заботы и всесторонней помощи — театра бы не было. Начало пути не предвещало ничего хорошего. Краевой отдел Искусств набрал труппу из актеров, забракованных военкоматом. Как частная антреприза, без дотации на организацию и содержание —- сколько заработали, столько и получите.

 25 сентября 1941 г., последним рейсом навигации, на т/х «Спартак», из порта Красноярска в порт Дудинку отплыла группа актеров, по существу «зайцами», т. к. сам антрепренер т. Делюков и администратор К. К. Вунгис отстали, не успели на теплоход, и у них остались билеты и деньги. Присоединились они к нам в конце ноября, когда открылась лётная навигация, самолетом. С ними прибыли худрук Дсмиховский, актриса Н. И. Семенова и художники А. И. Смирнов и Бажигеев.

Помещение под театр комбинат оборудовал в бывшей столовой 2-го  лаготделения, в старом городе. К столовой были пристроены сцена, гримуборкые, служебные помещения. Жили актеры в Соцгороде, в 3—4 км от театра. Добирались пешим порядком, в любую погоду, но спектаклей и репетиций не срывали. Автобусов тогда в Норильске не было.

Если мне не изменяет память, открытие театра состоялось 31 декабря 1941 г. К открытию было подготовлено два спектакля: «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони и «Сады цветут» Масса и Куличенко. Раз в месяц давали новую премьеру. Шли аншлагами. Антрепризу я поломал, актеры стали получать твердые оклады в зависимости от катёгЬрии. Был открыт счет в Госбанке. Об' этом отдел искусств был поставлен в известность примерно через год.

Помимо Норильска мы давали выездные спектакли, по типу коротких гастролей, в Дудинке. Детом 1942 г. театр выезжал на Диксон, где встретились с экипажем каравана, возглавляемого ледоколом «И. Сталин». Очень теплая встреча, с концертом, состоялась на легендарном ледоколе «Ермак». По чистой случайности лихтер, на котором мы приплыли на Диксон, чуть не попал под орудия линкора «Адмирал Шпеер», охотившегося за караваном.

Летом 1945 г. театр гастролировал в г. Красноярске. В 1945 г. по инициативе А. А. Панюкова я выезжал в Москву, в Комитет по делам искусств, и с его 'разрешения набрал труппу музкомедии. С этого года театр был преобразован в Норильский театр драмы и музкомедии. Работали обе труппы в одном помещении.

Не знаю, сохранилась ли никелевая плита из первых плавок, которой нас наградили благодарные зритсли-норильчане!

Во время войны мы собрали более 100 тысяч рублей на постройку самолета «Артист Заполярья». Нами была получена благодарственная телеграмма за подписью И. В. Сталина. Если она не сохранилась в архиве театра, то через Госархив ее можно будет восстановить и проследить путь нашего самолета, а может быть, и связаться с членами экипажа. Время для этого у юбилейной комиссии имеется. Мой совет дать в «Советскую культуру» заметку с просьбой к первопроходцам откликнуться, поделиться воспоминаниями, афишами, программками, фотографиями. На т/х «Спартак» 25 сентября 1941 г. отплыли В. А. Валентинов и О. Н. Радина, Г. А. Бороденко, Е. Й. и Г. П. Неволины, Г. М. Горский, В. М. Тамарова, Н. И. Бармичев и М. С. Смирнова, А. М. Радзин, А.С., Галеркин, А. А. Галахова, Курцвальд. (Подчеркнутые мной вряд ли живы).

Если архив первого юбилея не сохранился, если у юбилейной комиссии будут неясности или вопросы, помогу чем смогу. Но особо не затягивайте, ибо мне уже 76 лет и здоровье оставляет желать лучшего.

Кстати сказать, первый покойник, Николай Бармичев, скончался в 1944 г., похоронен в Норильске. Сохранилась ли его могила?

Буду рад любой информации о работе театра.

С уважением —
бывший актер, режиссер, директор театра БОРОДЕНКО Григорий Александрович.

- 14 июля, 1987 г.

 

Р. S. В Норильском театре работали И. М. Смоктуновский, М. Годенко. В Красноярске живет парикмахер П. Г. Коркин, они тоже могут поделиться материалами и воспоминаниями, Григорий Александрович утверждает, что театр начал свою жизнь 31 декабря 1941 года. Но уж коли в сознании норильчан укоренилось 6 ноября 1941 года, наверное, есть смысл считать днем рождения именно эту дату.

Надо сказать, что предвоенные и военные годы в стране открывались театры в новых городах, которые строили не комсомольцы-добровольцы, а невинно осужденные граждане великой страны. Среди них были не только рабочие, колхозники, военные, но и люди творческих профессий. В своих воспоминаниях киевлянин, ныне ветеран труда, почетный железнодорожник Виталий Бабичев, а тогда -— враг народа, проведший в «сталинских университетах» восемнадцать лет, зек норильской зоны Виталька-трубач — пишет, что лагерным оркестром руководит композитор (автор пионерского гимна «Взвейтесь кострами...») Сергей Федорович Кайдан-Дешков. В те годы здесь «сидели», играли и пели: Иван Александрович Бачеев, бывший руководитель джаза Цфасмана; Сергей Дягель—дирижер, виолончелист; Лев Хоменко —- театральный художник; меццо-сопрано латвийской оперетты Ирина Крытс и в полном составе Львовская хоровая капелла под руководством Дрегана.

Вот такие люди в основном и составляли труппы театров в Магадане, в Воркуте, Комсомольске-на-Амуре. Эти города тоже были, как и Норильск, громадными лагерными зонами. И начальники этих гулагов очень любили искусство. В те годы в Норильске было полтора десятка лагерных театров. Вспомним хотя бы постановку пьесы А. Н. Островского «Без вины , виноватые» в клубе второго лаготделения весной 1945 года об этом подробно писала «Заполярка» в связи с постановкой в минувшем театральном сезоне пьесы Виктора Левашоваа «Придурки, или Урок драматического искусства»).

В те военные годы комитет по делам искусств очень серьезное внимание уделял военно-патриотической теме. В репертуаре норильского театра (сезон 1942—1943 гг.) шли не только «светские» и развлекательные пьесы, но и патриотические: «Душа Москвы» Никулина, «Петр Крымов» Фина, "Фронт» Корнейчука, «Русские люди» и «Жди меня» Симонова, «Страшный суд» Шкваркина, «Партизаны» Каплера, «Синий платочек» Катаева.

Узнавая в ходе подготовки к юбилею адреса артистов и режиссеров первых лет театра, я начал писать письма с просьбой прислать печатную продукцию театра, фотографии. И натолкнулся на глухое молчание. Это и понятно: на все здесь работали по договору. Живой историей театра Г. А. Бороденко называет актрису В. П. Абрамицкую. "Но и она промолчала. Не хочется бередить рану? Мучает обида? Наверное. Характерно, что в своей книге «Время добрых надежд» Иннокентий Михайлович Смоктуновский о своей работе в норильскои театре упоминает мимоходом. Гораздо больше говорит, причем с обидой, о гостеприимстве москвичей, бывших норильчан.

«Да еще острым укором припомнился мой первый приезд в Москву, когда я ввалился к одним норильчанам, которых едва знал, но которые совсем не знали меня, если не считать того, что раза два видели меня на сцене Норильского театра. Три дня я пробыл у них и понял, что если тебе дают адрес и мило говорят, что де, мол, будешь в Москве заходи, то это еще совсем не значит, что ты так же мило можешь заходить. Тебя пригласили, с тобой были любезны, ну и будет. Тогда я ничего этого не понимал и пожаловал к ним с вещами. И впечатление, которое я на них произвел, тогда, было куда более волнующим, я думаю, чем то, которое они испытывали, ранее глядя на меня из зрительного зала.

И есть у меня уверенность, что на наше приглашение к юбилею проставленный артист промолчит. Дай бог ошибиться...

Много материалов по истории театра, много ценных сведений дал Григорий Александрович Бороденко. Это видно из его второго письма, адресованного уже Л. Г. Печёрской и мне.

 

г. Алушта. 04.12.87 г

Дорогие друзья!..

После получения от вас таких теплых писем — я этого не ожидал да и не заслужил — я смею надеяться на' право затесаться к вам в друзья)

Прошу простить меня за опоздание ответами. Болел. Продолжаю болеть. Никак не могу войти в меридиан, как говорят моряки. Сдает сердце, сказывается перенесенная 30 лет тому назад операция на легких, да м возраст — 76 лёт.

Вы не можете представить мою радость, когда я получил ваши письма, да еще и с газетами! Огромное вам спасибо. На меня повеяло заполярным, норильским теплом.

Теперь о деле; чем я могу вам помочь!

Как я уже писал, это один экземпляр, очень дряхлый норильской газеты «За металл», выпущенный специально к четырехлетнему «юбилею» театра, к чествованию актера Валентинова, награжденного, по ходатайству комбината, орденом «Знак Почёта". Ходили слухи, что и я был представлен  к награде, но где-то почему-то представление затерялось. Бывает.

Имеется сводная программа, отпечатанная к гастролям театра в Красноярске.

Сохранилась Почетная грамота, которой меня наградил комбинат за организацию и руководство театром. Подписали ее генерал-майор — начальник комбината т. Панюков А. А., комиссар госбезопасности, начальник политотдела т. Козловский и профсоюзный вождь т. Литвинов.

Сохранилось немного программ тех времен, 1944—1947 гг. отпечатанных на ужасной оберточной бумаге, —- другой тогда не было: «Площадь цветов», «Сады цветут»,. «Ночь ошибок», «Весна в Москве», «Бесприданница», «Поединок», «За тех, кто в море», «Коломбина», «Веселая вдова».

Есть фотоснимок первой жертвы — актера и режиссера Николая Бармичева, моего приятеля, похороненного в Норильске, умершего в ночь .на 1 января 1944 г. после спектакля «Жди меня».

У меня есть грамота норильского совета «Динамо» и фото первомайской колонны спортсменов муздрамтеатра. У нас была даже футбольная команда, игравшая на равных с лучшей футбольной командой комбината.

Имеется альбом, в основном с моими спектаклями: «Так и будет», «Площадь цветов», «Анджело», «День отдыха», «Старые друзья», «Под каштанами Праги», «Таланты и поклонники», «За тридевять земель», «Он пришел», «Коррадо» и др.

Сохранились некоторые пленки, там есть «Дети Ванюшина» со Смоктуновским и др. Но я не в силах отпечатать их: во-первых, нет условий, да я и не могу это сделать ни физически, ни материально. Может быть, послать их вам, но, боюсь, они не будут расшифрованы, несколько фотоснимков посылаю.

Может быть, сделать так: я пошлю вам все пленки, вы сделаете отпечатки, дадите на рецензию Вере Абрамицкой, затем вышлете мне, я постараюсь восстановить в памяти и верну вам.

Кстати, если вас не затруднит, передайте мой привет и адрес Вере Абрамицкой, может быть, она найдет время написать мне.

В Красноярске живет и здравствует, думаю, Павел Григорьевич Коркин, бывший наш главный мастер-парикмахер. У него могут быть интересующие вас материалы. Я мотался по стране, а. Павел жил в одном городе. Думаю, что у него есть материалы. Я пытался узнать его адрес и списаться, но облдрамтеатр отнесся к моей просьбе, мягко говоря, прохладно: «Не знаем такого», — хотя Коркин работал в их театре.

Посылаю пока немного материалов и в один адрес — музею. Полагаю, так будет правильно. Театр всегда может взять нужное на время и вернуть...

Из газет, что вы мне прислали, я понял, что датой открытия театра вы считаете 6 ноября 1941 г. К великому сожалению, это не так. Мы «поплыли» на пароходе «М. Ульянова», пароход колесный, на дровах. Отход был  2 или 3 октября 1941 г., последним рейсом. До Дудинки плелись около, двух недель, а это значит, что мы прибыли в Норильск в середине октября. Оборудовать за 20 дней из столовой для заключенных театр и подготовить несколько спектаклей — немыслимо. Если мне не изменяет память, открытие состоялось в конце декабря, спектаклем «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони в постановке режиссера Демиховского. Заняты были Елена Неволина — Мирандолина, Г. Бороденко —- Фабрицио, Г. М. Горский'— Кавалер, В. Валентинов — Маркиз.

Вторым спектаклем были «Сады цветут» Масса и Куличекко: Горский — Карп Иванович, Сверчок — Валентинов, Петр — Бороденке, Володя — А. Радзин, Павел — А. Галеркин, Таня — А. Галахова, Галя —- М. Смирнова и др.

Между прочим, если В. П. Абрамицкая работает в театре, а я это понял из анекдотов для газеты, тогда что еще нужно! Это же история театра. Вам только нужно ее растормошить. А я помогу. Ведь это она была 14-й актрисой. Ее мы «подобрали по соседству». Вера — это начало театра.

Вы мне ничего не написали о телеграмме за подписью И. В. Сталина, с благодарностью за помощь фронту. Мы же собрали и внесли СТО тысяч рублей на самолет «Артист Заполярья». А может, мне изменяет память, и мы собрали деньги на ТАНК «Артист Заполярья»!

Как бы хотелось посмотреть одним глазом на новый Норильск, на театр. Увы! Мечта неосуществимая.Что касается моих воспоминаний-мемуаров .. Очень бы хотелось, да я стал тяжеленек на подъем. Посмотрим. Пишите, какие конкретные вопросы вас интересуют — напрягу память и постараюсь ответить.

К фотографиям «На физкультурном параде — май 1946 г.». Впереди на иа лихом коне — председатель прославленного физколлектива Г. А. Бороденко, затем идут в костюмах моряков из спектакля «За тех, кто в море», затем «Свадьба в Малиновке», «Холопка» — гусары, а далее — из многих спектаклей. Среди моряков 3. А. Никандров и где-то И. Смоктуиовский, а среди гусар — М. С. Годенко.

Примите мои поздравления с наступающим Новым годом! Уважающий вас (подпись).

Не правда ли —сколько ярких подробностей, деталей, имен, наверняка иичего но говорящих сегодняшним норильчанам? О  том же в следующем письме:

 

Дорогие друзья!

Огромное спасибо за новогодние поздравления и благие пожелания! Собрался с духом и отвечаю иа ваши письма.

Возвращаю акт на прием фотографий, если ом вам нужен. Я их посылал как образец любительской фотографии, «чгобы вы решили, как быть с остальными пленками: нужны ли они лам, будете ли делать отпечатки. Из письма я попал, что музей располагает фотографом-специалистом, значит, он может отпечатать фотографии всех имеющихся у меня спектаклей. Так ли? Если так, то я высылаю пленки, ваш фотограф делает отпечатки, высылаете их мне, я опознаю актеров, если вспомню, и возвращаю вам. Для этого я задерживаю программки, мне так легче будет «опознавать».

От П. Г. Коркина я получил новогоднюю открытку, он тяжело болен, псе материалы личного архива он сдал в краеведческий музей в Красноярске. Вы имеете возможность с ними познакомиться, снять копии, получить во временное пользование.

В Дудинке, в Госархиве, вы можете получить «Представления» о награждении 34-х артистов Норильского муздрамтеатра медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» (фонд № 16, опись № 1, дело № 25).

Все остальные материалы, которыми я располагаю, я вышлю сразу, видимо, посылкой, потому что конверты, а которых вы посылаете мне газеты, буклеты, фото, приходят в разорванном виде, может быть, вовсе доходят. Очевидно, и моя почта приходит к вам а таком же виде. Поэтому лучше не рисковать, Этот вывод я сделал и из акта приема фотографий: «все уголки поломаны», а я посылал целенькие отпечатки, Это шутки нашего почтового ведомства. А единственный экземпляр такой газеты, как юбилейный номер «За металл», лучше почтой не посылать, по дороге рассыплется, К ней и так страшно притронуться. А у вас должны быть специалисты-реставраторы, и я надеюсь, восстановят и мне достанется фотокопия.

Валентин Сергеевич просит выслать мою фотографию, но не пишет, какого размера, какого периода. К сожалению, у меня почти нет фотоснимков а ролях. Видимо, потому, что я сам себя не фотографировал. Небольшого формата. 6x9 см. баз грима, есть несколько фотографий периода норильского театра, если они подойдут - напишите, вышлю.

Посылаю вам одну пленку, вернее —- часть пленки со спектакля «Дети Ванюшина», Если пленка дойдет и ваш фотограф сможет сделать снимки, тогда будем решать с остальными пленками, как их высылать. Ведь им более сорока лет!

В архивах Министерства культуры (тогда оно было Госкомитетом по делам искусств) должен сохраниться — я лично, в 1943 году, вручал — альбом с фотографиями многих спектаклей. С ним был интересный эпизод: Н. Н. Беспалов был страшно занят и никак не мог меня принять, а я решал вопрос о совмещении под одной крышей драмы и музкомедии, Драмтеатр иорильчан устраивал вполне. Билеты распродавались заранее, например, на «Коррадо» билеты на весь месяц были проданы, когда еще шли репетиции. Но люди потребовали от нас, драматических актеров, невозможного — оперетты, и руководство комбината командировало маня в Москву.

Я дней пять дежурил в приемкой, а лотом мне это надоело, » пошел в МВД, оттуда позвонили Н. Н. Беспалову, и я моему приходу двери в кабинет были настежь открыты, секретарша встретила меня в коридоре?. «Где вы ходите! Н. Н. вас ждет». Вот тогда я вручил ему альбом, получил добро иа организацию муздрамтеатра, мио выделили комнату с музинструментом и пианисткой. В общем, я быстренько решил все вопросы.

Может, этот альбом в архиве Министерства культуры сохранился? Напишите им, чем вы рискуете?

Есть ли у вас возможность восстановить список постановок того периода! Если покопаться в Госархиве в Красноярске, в бухгалтерских документах краевого отдела по делам искусств» там наверняка вы найдете, какие спектакли шли, какая была посещаемость, сколько было зрителей.

Вот, кажется, и все вопросы. У вас тёмная ночь, черная пурга, а у нас отсутствует снег, солнечно, плюсовая температура, а я сижу дома, стал плохо ходить, даже по квартира. Вот такие мои невеселые дела. Поэтому поторопитесь.

Уважающий вас (подпись).

 

Да, было такое дело. Был самолет «Артист Заполярья». Но, к сожалению, предложение помочь отыскать его следы, проследить его боевой путь «красные следопыты» одной из норильских школ проигнорировали. Ну это школьники... А есть и любители сорвать пенки с чужого варенья,..

Григорий Александрович всех норильских визитеров принимал радушно, несмотря на возраст и недомогание, но чем же они платили ему? Следующее Письмо я оставлю без комментариев.

 

Здравствуйте, дорогие друзья!

Ваши посланцы, представители ТВ и драматургии, у меня были, интервью взяли, опасаюсь, неудачное по состоянию моего здоровья да и по мизансценам. Мне бы, как режиссеру, взять это дело в свои руки, но я богат «задним умом». Спохватился, когда все было закончено. Леонид Иванович и Юрий Григорьевич «телевизионили» меня четыре дня. Конечно, это нужно было делать на вольном воздухе, на фоне гор, Черного моря. Но я на улицу не выхожу до сих пор. Чуть, правда, полегчало, по квартире двигаюсь, нс на улицу меня не выпускают. Домашний арест продолжается.

Совершенно неожиданным был для меня визит В. В. Левашова. Кто его натравил на меня? был он у меня один день. Записал на магнитофон-диктофон, обещал расшифровать, отпечатать и выслать, но...

Виноградский забрал у меня почти все, за небольшим исключением. И даже больше чем все. В связи с этим у меня к вам большая просьба. По ошибке я ему всучил (или он в спешке сборов последнего дня прихватил по ошибке) один пакет с перепиской и фото Заикиной. Это ее любимые фотографии посленорильского периода, и она уже дважды просила вернуть их. Я написал Л. И. Виноградскому письмо с просьбой вернуть, но он «в упор» отмалчивается. Пакет из крафт-бумаги, обратный адрес Заикиной — г. Ленинград, Дом ветеранов сцены. Очень прошу напомнить Виноградскому мою просьбу и ускорить возврат.

Они взяли у меня все фотопленки и, и обещали выслан пробные снимки. Если не трудно, информируйте меня, как обстоят дела.

У нас уже почти лето. Все цветет буйно, весна нынче мокрая и ранняя. Но скворцы прилетели только 16 апреля, а ласточек еще нет. Боюсь, что нынче будет мало фруктов, часты туманы, а это смерть фруктовых деревьев.

Посылаю список поставленных в «мой» период пьес, К сожалению, задумка объединить в одном коллективе и репертуаре драматических и опереточных актеров не увенчалась успехом. Драматические актеры частенько были заняты в опереттах, а вот опереточные актеры в драме — не получилось.

Поздравляю вас и всех ваших сослуживцев с Первомаем и Днем Победы! Желаю всем заполярного, крепкого здоровья, успехов в работе и личного счастья! Может, вспомните за праздничным столом норильчанина, актера и режиссера, болящего

Г. А. БОРОДЕНКО.

 

Могу только сказать, что фотоархив 3. Заикиной возвращен с извинениями, но не Виноградским...

К сожалению, Григорий Александрович скончался минувшим пегом. Об этом сообщила его жена, приславшая нашему театру поздравление с юбилеем.

Неожиданно пришло летом еще письмо от художника-исполнителя Василия Мироновича Бажигеева из солнечного Узбекистана. Он работал в Норильском театре с октября 1942-го по июнь 1946 го. Письмо оригинальное, написано в юмором, но текст его не для печати. Василий. Миронович тоже упоминает о самолете «Артист Заполярья». С теплотой вспоминает актрису В. П. Абрамицкую. Перечисляет почти всех, кто тогда работал в театре: Делюков (директор); артисты Ланцев, А. Н. Комаров, И. Н. Русинов, Г» А. Бороденко, В. А. Валентинов, Е. М. Юровская, А. И. Корманов, Г. П. Пологонкина, А. А. Галахова, М. И. Шелагин, А. Ю. Юровская (?), А, Ф. Макаров, В. И. Урусов, М. М. Свотухин. Пришедшие из «зоны» — С. Ф. Дешкин-Кайдан; П. К. Карузо, Я. М. Мюллер. Вспомогательный состав театра: Маслов — электрик, П. С. Садовой — столяр, Середкин — электрик, Шадёркин — завхоз, Шадёркина — швея, Трофимова — костюмерша, Чуприн, Болохничев — рабочие сцены, Янкин — сторож. Галеркин, Галеркина, Гуринович, Лобанов — начинающие артисты, Дионессия Дерин — пом. режиссера и балерина.

Благодаря письму В. М. Бажигеева список первых артистов, режиссеров и работников театра пополнился. Так это было, так это начиналось. Многое могли бы рассказать заслуженный артист РСФСР, бывший директор театра Борис Моисеевич Гольман, замечательный режиссер и человек, заслуженный артист РСФСР Ефим Львович Гельфанд, Всеволод Константинович Лукьянов — почетный гражданин Норильска и народный артист РСФСР, народный артист СССР Георгий Степанович Жженов, актриса Ася Александровна Галахова и многие, многие другие. Но — «иных уж нет, а те далече...».

Последующие страницы истории норильского театра хранят в себе взлеты и падения, яркие имена режиссеров и актеров, гастроли по городам и весям Сибири и Зауралья, в Москве и в Ленинграде... Но, надо думать, они еще свежи в памяти норильчан, о них регулярно писала «Заполярная правда».

В. КОВЦУР,
помощник главного режиссера
по литературной части.

Заполярная правда 18.10.1991


/Документы/Публикации/1990-е