Сегодня — День памяти жертв политических репрессий
МЕМОРИАЛ
СЕГОДНЯ, 30 октября, норильское общество «Мемориал» организует возложение цветов к памятникам у подножья Шмидтихи, в музее истории освоения и развития нашего промышленного района открывается выставка, посвященная Нордвику, а на здании научно-технической библиотеки на Октябрьской площади появится памятная доска.
Лишь недавно Верховный Совет России возвел 30 октября в официальный ранг, а начал он отмечаться в СССР как День политзаключенного еще с семьдесят четвертого года. Но большинство народное не подозревало о том, что политические репрессии не окончились со смертью великого кормчего и что политические узники все еще борются за свои права. Узнавали мы об этом дне только из «вражьих» радиоголосов:
Есть такой обычай на Руси —
Вечерами слушать Би-би-си.
А опекунам тех, кто мыслил иначе, 30 октября добавляло немала хлопот...
И только в прошлом году Лубянская
площадь (тогда еще Дзержинском^) увидела десятки тысяч людей, когда был
установлен Соловецкий камень — памятник жертвам политических репрессий в нашей стране.
Эпоха «реабилитанса» продолжается. Уже не одно постановление, решение» не один указ вышли из наших правительственных зданий. В этих документах есть одно общее место — обозначены жертвы политических репрессий, нет до сих пор только виновников.
Дмитрий Иванович Михайлов, волею нелегкой судьбы связанный с Бухенвальдом и Норильлагом, сравнивая отношение. к узникам здесь и там, отмечает, что «там» к узникам относились более гуманно, возможно, потому, что фашистский режим был осужден и назван преступным.
Будет ди у нас свой Нюрнберг над виновницей всех наших бед - КПСС? Чтобы не было больше на святой Руси дней политзаключённых, а были только дни их Памяти...
НА ДНЯХ в музей пришли два почтовых конверта из объединенной Германии, В одном — цветные снимки лагеря «Рыбак», в другом географические карты с обозначением координат, Если бы такую карту опубликовала газета в те роковые годы, то за редактором обязательно пришли бы «ночью и в сапогах». На картах советских лагерей' местонахождение «Рыбака» обозначалось как неизвестное, А теперь — «спасибо, Миша, Рая, что жизнь пошла другая...».
Снимки и карты прислал господин Новак из Бонна. Группа сотрудников института природных ландшафтов и экологии работала на севере Таймыра два последних лета.
Господин Новак объяснил мне свой интерес как орнитолога к побережью Таймыра: «Птицы, гнездящиеся у вас, прилетают на зиму в Европу. И ученые, заметили, что некоторые из, них изменили свой рацион питания . из-за того, что здесь, на полуострове, питались человеческими трупами».
Сначала, в прошлом году, я не поверила в достоверность этой информации» Но она подтвердилась неожиданно из других источников, когда я расспрашивала о том, почему в Нордайке нет наземных кладбищ. Жители Нордвика хоронили умерших в акватории северных морей. Было птицам чём питаться...
Этим летом группа из Германии «присела» на территории лагеря «Рыбак» около реки Широкой. Лагерь существовал в 43—50-е годы, рабочие вели добычу урановой руды.
Архивы Министерства среднего машиностроения пока не поведали нам о том, сколько стоила нашему народу Подготовка к третьей мировой войне. А каково жилось за колючёй проволокой, мотки которой все еще ржавеют в тундре? Охрана отделялась от бараков Леков двойными рядами «колючки».
Фотографии, присланные Новаком, запечатлели ряды бараков, бочки из-под рыбы, сломанные детали самолетов, копры и вышки, пакетик махорки 1943 года.
Вокруг этого лагеря не только работа, но и топонимика советская: гора Октябрьская, реки Жданова и Ленинградская...
Н, ДЗЮБЕНКО.
На снимке; развалины, бараков и копра нэ место бывшего лагеря «Рыбак» близ озера Таймыр.
Фото из фондов музея
Заполярная правда 30.10.1991