Такой -экспозиции, как в Норильском музее истории освоения и развития заполярного промрайона, могут позавидовать не только в краевом центре, но и в столице. Порадовали (или огорошили, ошеломили) уникальной выставкой сотрудники творческого коллектива, руководимого Л. Г. Печерской. Новая экспозиция — отражение чуть ли не трехлетнего труда научных сотрудников и консультантов музея, художников, фотохудожника Евгения Пономарева. Помогали и работники архивов, но главное — сотни корреспондентов, приславших письма с воспоминаниями о трагедии трудармейцев и узников северных лагерей.
Среди огромных снимков, запечатлевших социалистический размах покорения Арктики, есть один символичный кадр. Его выделяли нам в экспозиции сами работники музея; безысходностью дышит пейзаж с обрывающейся узкоколейкой... Попытки приступом покорить Арктику были заведомо обречены, как обречены были и сотни полудобровольных жертв «строек века».
Документ-вопль с солевой шахты Нордвика. В нем — требование прислать на шахту спецконтингент, ибо мобилизованные женщины, используемые для отгрузки тысяч тонн; каменной соли, не дают желаемых рекордов, несмотря на выдачу «бесплатного спирта»!
Главную работу выполнила при оформлении новой экспозиции старший научный сотрудник музея Светлана Эбеджанс. Содействовала ей еще одна участница экспедиции на «Нордвикстрой» Нина Дзюбенко, много поработавшая в архивах. Первые сотни северян изучают документальные свидетельства «штурма» Арктики.
Анатолий ЛЕВЕНКО, Александр ПРОСЕКОВ (фото). Норильск — Дудинка.
Красноярский комсомолец 30 ноября 1991 года