Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Трагедия Енисейского наместника


ИСТОРИЯ БЕЗ ВЫРВАННЫХ СТРАНИЦ

Личный представитель Президента России, государево око, губернатор, наместник... Эти и многие другие определения сопровождают сейчас указ Б. Н. Ельцина о назначении глав администраций в краях и областях России.

Пока перечень полномочий этих представителей на местах не определился. Будут ли они являть собой связующее звено между центром и провинцией вроде префектов во Франции или же станут наместниками Президента - неизвестно.

Кстати, наместничество - явление русское, оно существует в нашей стране с XII века как способ усиления централизованной власти на местах. Последние наместники были назначены во время потрясений, которые переживала Россия в 1917 году. Они направлялись Временным правительством на места и назывались уже иначе - губернскими комиссарами.

Фактически в руках наместников сосредоточивалась политическая, государственная, полицейская, законодательная и исполнительная власть, так что наместничество можно рассматривать как разновидность диктатуры. Это и неудивительно, ведь в руках одного человека сосредоточивались огромные полномочия.

В этой связи поучителен и познавателен исторический очерк нашего постоянного автора Леонида Васильевича Киселева о судьбе последнего наместника на красноярской земле Владимира Михайловича Крутовского.

Жизнь братьев Крутовских продолжает вызывать интерес у красноярцев. Нет-нет да промелькнут в местных газетах заметки о них. Однако при отборе материалов часто не учитывается принцип историзма, а их жизнь и деятельность в большей степени оценивается эмоционально, затушевываются противоречия, что мешает узнать всю правду о них.

 Нет необходимости снова пересказывать жизненный путь Крутовских, об этом много опубликовано материалов. Но об одном, трагическом периоде жизни Владимира Михайловича Крутовского в качестве губернатора хотелось бы рассказать. В основе этого материала малоизвестные факты из архивов.

Накануне 1917 года В. М. Крутовский успешно участвуете работе общества енисейских врачей, в свободное время редактирует и издает сборник «Сибирские записки». Неуживчивый по характеру, он трудно сходится с деловыми людьми. Это впоследствии отрицательно скажется на его политической карьере.

После февральской буржуазно - демократической революции в Красноярске, как и по всей России, возникло, двоевластие. Власть перешла в руки представителей Временного правительства и Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В. М. Крутовский сразу же образует красноярский Союз областников - автономистов.

В ночь на 5 марта 1917 года в Красноярске состоялось заседание по инициативе Совета южноенисейских золотопромышленников и других организаций. В. М. Крутовский участвовал в этом заседании, где было избрано исполнительное бюро комитета общественной безопасности.

Временное правительство в Петрограде, видимо, было информировано об этом заседании и о тех, кто на нем присутствовал. Ему на правах наместника Енисейской губернии нужен был свой человек. 12 апреля 1917 года телеграфным распоряжением Временного правительства В. М. Крутовский назначается Енисейским губернским комиссаром на правах губернатора. Так было положено начало самого трагического периода его политической жизни.

Выбор В. М. Крутовского был не случайным. Глава Временного правительства князь Г. Е. Львов был лично знаком с ним. В 1907—1908 годах он руководил Дальневосточной экспедицией, в составе которой был и врач В. М. Крутовский, там они познакомились и сблизились.

26 апреля В. М. Крутовский избирается председателем губернского комитета общественной безопасности. Удвоив свои властные функции, он начинает проводить жесткую политику Временного правительства, часто отменяя постановления Красноярского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, игнорируя требования большевиков, это они ему потом крепко припомнят.

Все лето 1917 года В. М. Крутовский занимается не только неукоснительным выполнением всех указов Временного правительства, но и готовится к первому съезду сибирских областников, который состоялся в начале октября.

К слову сказать, идеи сибирской областнической автономии не получили практического развития, ибо не несли в себе ничего нового, не способствовали выходу из социально-экономического кризиса и повторяли уже имевший в истории место опыт губернаторского управления Сибирью

В АВГУСТЕ В. М. Крутовского избрали кандидатом в гласные в Красноярскую городскую думу. Осенью 1917 года он был включен от сибирского областничества в список кандидатов на выборах в Учредительное собрание. Между семью политическими группировками за право войти в Учредительное собрание велась ожесточённая борьба. Увы, она часто переходила элементарные рамки человеческих взаимоотношений. Большевики не погнушались использовать для этого даже вооруженных солдат.

В результате 28 октября 1917 года они захватили власть в Красноярске. На следующий день в противовес им создается губернский комитет объединенных общественных организаций во главе с председателем В. М. Крутовским. Цель комитета - противостоять наступательным действиям большевиков.

Большевики, узнав, что на их пути к власти появился общественный орган, в тот же день смещают В. М. Крутовского с должности губернского комиссара. Понимая, что одним отстранением от должности комитет не остановить, они арестовывают председателя и препровождают его в тюрьму.

И все-таки большевики на выборах в Учредительное собрание в Енисейской губернии проиграли. Проиграли и областники. Они набрали всего 0,7 процента голосов. Это был полный провал областнической политики В. М. Крутовского.

Тем не менее, вырвавшись из большевистской тюрьмы, он в декабре 1917 года участвует в Тюмени в чрезвычайном съезде сибирских областников. Съезд принимает решение об образовании Временной Сибирской областной думы.

Вернувшись со съезда. 9 января 1918 года В. М. Крутовский в первой городской лечебнице на общем собрании красноярских областников делает доклад, развивая идею сопротивления всем политическим группировкам в борьбе за переустройство Сибири.

24 января 1918 года Запсибсовдел насильственно ликвидирует Сибирскую думу, а ее членов и В. М. Крутовского арестовывает и отдает в распоряжение Томского революционного трибунала. По чистой случайности ему удалось остаться в живых. А вскоре среди областников происходит раскол из-за разных взглядов на государственное переустройство Сибири. Образуются две группировки: иркутская и томская. Красноярская осталась как бы в стороне от раскола.

По инициативе томской группировки, которой руководил Григорий Николаевич Потанин, 19 февраля 1918 года Временная Сибирская областная дума объявляет себя верховной властью в Сибири и публикует декларацию об образовании Сибирской республики, т. е. встает по отношению к Совдепам на путь сопротивления революции. Однако сторонников своих действий она почти не имела.

18 ИЮНЯ 1918 года в Красноярске пала Советская власть. Наступил период белогвардейского правления. Новой властью В. М. Крутовский назначается 30 июня министром внутренних дел Временного Сибирского правительства в Томске, о чем 5 июля газета «Свободная Сибирь» постаралась известить всех. Согласие стать главой полицейского ведомства белогвардейского правительства обернулось трагедией для В. М. Крутовского. За соглашательство с «белым» правительством 15—19 августа 1918 года Сибирская областная дума на своем заседании не вводит его в свой состав. Так он оказался оторванным от областников, с которыми так много было связано.

Раскол был повсюду, в том числе и в стане белых. В середине 1918 года в Омске представители военной группировки готовят переворот и предлагают В. М. Крутовскому участвовать в свержении Временного Сибирского правительства. Он остается верен ему и отказывается. 22 сентября под угрозой расстрела В. М. Крутовский и другие министры подписывают отречение об отставке. Переворот все равно не удался. Было назначено расследование, его до конца не довели. Но В. М. Крутовский к должности министра внутренних дел уже не вернулся. Обидевшись, видимо, на такой оборот дела (иначе не объяснить дальнейшее его поведение), он в октябре 1918 года вступает в сговор с эсерами с целью свержения Временного Сибирского правительства. Переворот был совершен, но без участия В. М. Крутовского. Власть в Сибири перешла в руки Уфимской директории.

Осенью 1918 года случилось то, чего не могли предвидеть красноярские совдеповцы, когда в 1917 году отправляли В. М. Крутовского в тюрьму. Руководители красноярского Совдепа Г. Вейнбаум, В. Яковлев, В. Маерчак и другие попадают в руки чехословацкого военно-полевого суда, им угрожает смертная казнь. Эта инициатива исходила от генерала Гайды, который добивался от В. М. Крутовского, бывшего тогда еще министром внутренних дел Временного Сибирского правительства, распоряжения о предании их военно-полевому суду. (Газета «Дело рабочего». 27.11.1918 г., сообщила об этом подробно). Однако В. М. Крутовский настоял на отмене решения военно-полевого суда. Тем не менее, совдеповцы все равно были казнены.

Оказавшись не у дел, 13 апреля 1919 года В. М. Крутовский возвращается к старой своей идее: перегруппирует красноярский Союз областников и возглавляет руководящее ядро. Не понимая еще, что областники упустили уже исторический шанс, В. М. Крутовский в 1919 году издает в «Сибирских записках» программу политического и административного управления Сибири. Однако оказать какое-либо влияние на переустройство Сибири она уже не могла никоим образом.

22 декабря 1919 года он по невыясненным пока причинам слагает с себя полномочия гласного Красноярской городской думы. Политическая жизнь В. М. Крутовского завершилась в январе 1920 года, когда Красноярск был взят красными.

Трагические повороты политической карьеры последнего наместника можно объяснить тем, что, будучи человеком преклонного возраста, иных устремлений и интересов, он оказался не подготовлен к политическим сражениям, к дальновидным поступкам, а одного желания оказалось мало. Ведь он даже никогда не работал в управленческих органах, А дар предвидения последствий политических событий - это особый дар и не каждому дан.

Надежда на крутость собственных решений оказалась зыбкой, обернулась поражением. Увы, идеи В. М. Крутовского не имели широкий демократической поддержки в народе. Придя к политической власти в самый трудный переходный период - наиболее противоречивый и опасный в истории, - он стремился реализовывать только свои эгоцентристские идеи, а в результате слепо следовал развитию событий. Такой лидер был обречен на политическую неудачу. Урок же, который мы должны извлечь из прошлого, один: избежать раскола и раздоров.

Л. КИСЕЛЕВ,
доцент, заведующий кафедрой
Сибирского технологического института.

 

Красноярский рабочий, 07.09.1991


/Документы/Публикации/1990-е