












Во время открытия товарно-фондовой биржи во Дворце труда КраМЗа ко мне подошел главный менеджер брокерской фирмы «Интеграл» А.А.Ушацкий и сказал: «А ведь в городе еще семьдесят лет назад существовала биржа! У моего приятеля даже фотография тех нэпманов сохранилась»...
Кто же они, те первые? Плакаты пролеткультовских агиток, как помню, изображали их этакими не в меру разжиревшими толстосумами, обкрадывающими весь честной народ. А на снимке, любезно предоставленном нам Ю.Г.Моисеевым, симпатичные лица людей умных, озабоченных. Это и есть члены биржевого комитета. Они сфотографировались в 1925 году по случаю трехлетнего юбилея Красноярской товарной биржи.
Какие творческие планы у них были на будущее, каким они его видели, это будущее? Может, кто-то из читателей «Красноярского рабочего», узнав на снимке своих дедов и прадедов, откликнется на эту публикацию, поведает о дальнейшей судьбе красноярских нэпманов? Самим-то им вряд ли удалось выжить в кошмарные тридцатые. Вот и отец Юрия Георгиевича Моисеева, Георгий Зотович (на снимке он третий справа в четвертом ряду), после десяти лет пребывания в «Ветлаге» и последовавшей затем многолетней ссылки умер тридцать лет назад.
— Я был в ту пору мальчишкой, — вспоминает Юрий Георгиевич. — Но помню, как богато выглядели тогда прилавки красноярских магазинов. А на улицах всюду продавались минусинские помидоры, арбузы: их доставляли в город на баржах и плотах по Енисею. Помню магазин «Пассаж» напротив парка (его содержали биржевики), так там мяса, сливочного масла разных сортов всегда было навалом. Куда все подевалось? Отец рассказывал о благотворительных акциях биржевиков: от прибылей отчислялись солидные суммы на пособия инвалидам I мировой и гражданской войн, на содержание неполной средней школы, детского сада.
Но уже в 1930 году биржа приказала долго жить.
— Мы сделали фотокопии этого снимка, — говорит Александр Алексеевич Ушацкий, — и родственники биржевиков могут получить их в нашей брокерской фирме «Интеграл». Наши контактные телефоны в Красноярске 27-08-11, 27-08-88 и 27-68-25.
К.Степанов
«Красноярский рабочий», № 282 (21873), 06.12.1991 г.