СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Среди проблем, которые в последнее время активно обсуждаются, можно особо выделить две: коллективизация и сталинские репрессии.
Думается, что ранее малоизвестные факты периода коллективизации в Минусинском округе будут интересны читателю.
В двадцатые годы сельское хозяйство в Минусинском округе развивалось успешно. На 1 января 1928 г ° было официально зарегистрировано 207 сельскохозяйственных, семеноводческих и мелиоративных кооперативов, 20 сельхозартелей, 10 коммун и колхозов.
В 1927/—1928 гг. кредитная кооперация предоставила крестьянам помощь на сумму 195 тысяч рублей. Потребкооперация округа продала значительно больше товаров. Через кооперацию крестьяне снабжались машинами и средствами для сельхозпроизводства. Например, в 1928 г. было продано сельхозмашин на сумму 1500 тысяч рублей. Только в феврале следующего года крестьяне купили 3540 плугов, 142 бороны, 71 сеялку, 14 сортировок, 34 культиватора.
В округ поступило 20 тракторов. Зажиточные крестьяне пытались получить их в свои хозяйства. Государство административными мерами ограничивало возможность приобретения тракторов единоличными хозяйствами. Окружком партии запретил снабженческим организациям продажу тракторов единоличникам. У единоличных хозяйств они даже были изъяты путем принудительного выкупа.
82 процента крестьянских хозяйств было охвачено контрактационными договорами. Они связывали воедино разные торговые операции и по существу являлись плановой формой товарооборота между городом и деревней.
Заметно шел процесс социальной дифференциации крестьянства. Основная особенность расслоения крестьянства Минусинского округа состояла в заметном росте среднего крестьянства. Однако в 1923 году в округе, по данным официальной статистики, насчитывалось 1300 батраков. В колхозах и коммунах округа состояло—28 проценюв батраков, 53 - бедняков, 19 — середняков.
Зажиточная верхушка деревни владела 72 процентами стоимости всех крестьянских средств производства, в то время, как беднота и маломощные середняки располагали 12—16 процентами. Они были вынуждены либо нанимать у зажиточных хозяев рабочий скот, машины, либо сдавать землю в аренду и идти в батраки к богатому соседу.
Крестьяне-арендаторы, как правило, стремились не заключать письменных договоров о найме батраков, аренде земли или заключать их без официальной регистрации в советских органах. Они нарушали известные решения СНК СССР, которые определяли: основные работы, сроки найма, виды найма, сроки выплаты заработной платы.
/Кулаки добивались,— писала окружная газета «Власть труда»,— чтобы аренда была скрытой для того, чтобы сельхозналог был меньше и излишков хлеба учитывалось меньше, а батраков часто нанимали только за харчи». Группы бедноты округа выявили 67 незарегистрированных договоров и большое количество скрытых от налога десятин посева. Активно работала группа беднты
<...>
26 января 1929 года в Минусинск прибыл член ВЦИК С. М. Буденный. Он участвовал в заседании бюро окружкома ВКП(б) и выступил на городском митинге. Буденный требовал применять к кулакам, отказавшимся сдавать излишки хлеба по государственным ценам, и к хлебным спекулянтам статью 107 УК РСФСР. «Нужно,— говорил он,— конфисковывать товары у кулаков и спекулянтов в пользу государства, а 25 процентов конфискованного хлеба распределять среди бедняков».
Решением окружкома партии были созданы специальные группы для изъятия хлебных излишков. Только в селе Нижняя Коя в феврале было изъято: у И. Соловьева — 200 пудов, Л. Лашпуро — 170, Н. Середкина — 450, В. Бондаренко — 320, Шилова — 280 пудов.
К кулакам стали применять так называемый завьяловский метод. Смысл его состоял в экономическом бойкоте крестьян, не желавших сдавать государству хлеб по твердым ценам, и в наложении крупного штрафа. Штраф состоял в. пятикратном увеличении суммы самообложения. В исключительных случаях применялась 61 статья УК РСФСР. Особенность зааьяловского метода состояла в том, что комитеты бедноты решали сами, кому и сколько нужно сдать хлеба и устанавливали твердые сроки сдачи.
Естественно, что применение статей 107 и 61 УК РСФСР, завьялозского метода встретило организованное сопротивление крестьянства и части советских, партийных работников.
Так, в селе Городок сельсовет самопроизвольно снизил контрольные цифры хлебозаготовок, мотивируя это снижение невозможностью выполнения государственного плана из-за бедного урожая. Председатель колхоза "Красный полетарий" П. Петров вывез излишки на городской базар, за что колхоз на окружной конференции бедноты был исключен из колхозсоюза и лишен кредитов. Председатель Ключенского .сельсовета Л. Широков и члены учетной комиссии колхоза М. Демьянов, Ф. Немков укрывали крепкие крестьянские хозяйства, за что были осуждены на 8 месяцев принудительных работ.
С середины сентября по округу прокатилась волна открытых крестьянских выступлений, которые носили иногда террористический характер. Был убит кулаками пионер села Березовка Минусинского округа Алеша Монаенко, в селе Восточном у председателя комитета бедноты кулаки сожгли дом, в улусе Толчея у члена сельсовета Пашкова сожгли хлеб. Грязноухинские кулаки разбили колхозную молотилку. За год было 273 крестьянских выступления.
В октябре в Минусинске и округе начались перебои с продажей населению хлеба. Собранное зерно не поступало в минусинские хлебохранилища, и отправлялось в Красноярск.
Однако план по хлебозаготовкам округ не выполнил. Еще осенью бедняки продали государству свои излишки. Применение же против кулаков и середняков чрезвычайных мер не дало желаемых, результатов. По расчетам окружкома партии план был выполнен на 81 процент, о чем было заявлено на пленуме ОК ВКП(б) 17 декабря. При пересчете в краевых заготовительных организациях выяснилось, что цифра была завышена и план по хлебозаготовкам выполнен лишь на 54,5 процента. Это был худший результат из сибирских округов. Хакасия, к примеру, дала 75,2 процента.
1|9 декабря 1929 года состоялся.внеочередной пленум ОК ВКП(б), на котором за провал хлебозаготовок окружное партийное руководство в полном составе было заменено. Пленум принял «Обращение ко всем батракам,, беднякам и середнякам Минусинского округа» в котором говорилось: «Добьемся сплошной коллективизации округа». Окружком партии решил к лету 1930 года коллективизировать половину крестьянских хозяйств округа. Впереди была сплошная коллективизация.
А. ПАНЮКОВ,
ассистент кафедры философии КГПИ.
Вестник Красноярского крайкома №14 1991 г.