Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Инвалидная зона


На самом севере Омской области, «на диком бреге Иртыша», расположен небольшой районный городок Тара, основанный ещё Ермаком. Городок как городок (типа нашего Енисейска – только храмов и церквей поменьше, не довелось Таре побывать центром губернии), ничем, кроме старины, внешне не приметный. Но только недавно омские областные архивы раскрыли историю о том, что в 1942 году местным отделением НКВД здесь была раскрыта «подпольная антисоветская организация». Тогда несколько местных мальчишек расклеили накануне 1 Мая антисталинские листовки.

Все они были осуждены по печально известной 58-й статье. А самым молодым в этой группе был Лев Нюхалов. После семи лет тюремных и лагерных мытарств он смог получить образование и до выхода на пенсию работал режиссёром Минусинского драматического театра. Работники омской областной газеты «Молодой сибиряк» попросили Льва Алексеевича поделиться своими «лагерными мемуарами». Мы также решили эти воспоминания напечатать.

Время моего пребывания в местах заключения совпало с периодом самого страшного террора, бесправия и произвола, что царили в советских тюрьмах и лагерях. Провёл я там семь лет, вышел на свободу только в 1949 году. После тринадцатимесячного тюремного заключения, когда я стал тонкий, бледный и прозрачный, меня наконец-то выдворили из камеры на свежий воздух. Попал я на омскую пересылку № 7. В тюрьме мне уже исполнилось шестнадцать, но неволя задержала мой рост. И выглядел я пацаном лет на двенадцать-четырнадцать.

Добрые люди, у которых где-то остались такие же дети, как я, уберегли меня от переправки в заведомо гиблые края. Но месяца через два, вызвав в какую-то каморку, объявили, что пора собираться в путь-дорогу. На пересылке скопилось порядочно больных и увечных, формировался этап в инвалидную сельскохозяйственную колонию.
Хотя я был довольно слаб, но считаться инвалидом мне показалось обидным. Я так и заявил своим доброжелателям. Врач из заключённых – Новицкая – улыбнулась и сказала, что сделает из меня инвалида, подделав медицинскую справку.

Дней через пять глубокой осенью сорок третьего около трёхсот человек – одноногих, одноруких, горбатых и припадочных «врагов народа» – прибыли в пункт назначения – в лагерь неподалёку от Омска.

Об условиях существования в лагерях писано-переписано столько, что вроде бы и добавить уже нечего. Но я коснусь лично мною виденного. Потому что о том типе колоний, где я отбывал срок, у многих сложилось превратное мнение. Первую зиму мы провели в недостроенных бараках, успели возвести только саманные стены, да соорудить сплошные нары в два яруса. Пол – земля утрамбованная, окна – дыры незастеклённые, крыша – одни лишь стропила: лежи и считай звёзды. Перед самой зимой снабженцы привезли какие-то ветхие брезентовые лоскуты. Ими-то кое-как и покрыли сверху бараки. А оконные проёмы завесили сплетёнными из соломы матами. В каждой секции установили железные бочки-печки, топились они из-за нехватки дров два часа в сутки. Пока горят, вокруг них тепло. Потухнут – сразу холод. Из постельных принадлежностей выдали только старые байковые одеяла.

Всех пеллагриков, дистрофиков и прочих совсем уж немощных поместили в отдельные бараки. Назывались они «слабосиловка». Туда обречённым и пайки, и баланду таскали – они уже с нар не поднимались. На место умерших тут же переводили других бедолаг, которые тоже вскоре отправлялись вслед за предыдущими постояльцами.

Одноногих и всяких «скрюченных» определили в почти не отапливаемые цехи: обувной, пошивочный, корзиночный. Последний был самый многолюдный – там из неошкуренного тяжёлого ракитника плели корзины. Остальных (кроме лагерной обслуги) гоняли на так называемые общие работы. К этим остальным относился и я. Проводили снегозадержание на полях. А тех, кто отказывался, выводили на Иртыш и заставляли из одной проруби в другую переносить воду. Рубили на берегу реки и тащили в лагерь ракитник и тальник для корзиночного цеха. Конвойные – в меховых шапках, добротных полушубках, валенках – и те сменялись регулярно. Чтоб не мёрзнуть. А мы были в худых телогрейках, в рваной обуви, тряпичных шапках. Весь день без продыху на ледяном пронизывающем ветру.

Я уже сказал, что колония называлась сельскохозяйственной. Потому что при ней имелся земельный надел в 300 гектаров. Там были и пастбища, и пашня, и сенокосные угодья. Все продукты полей и фермы свеженькими отправлялись в город для начальства из управления исправительно-трудовыми лагерями. Баснословное подспорье в военное время.

Сельским хозяйством занимались «бытовики» – краткосрочники, сплошь расконвоированные. С ними контачили только воры в законе. Остальные заключённые не видели ни овощей, ни молока. Пайка для лежащих в «слабосиловке» составляла 550 граммов чёрного хлеба, для работающих инвалидов – 650. Кто выполнял норму на общих работах, получал по 750 граммов. О качестве этого хлеба лучше не вспоминать. И всё-таки…

И всё-таки она оставалась самой заветной частью арестантской кормёжки. Эх, паечка-пташечка! Дай бог, если горбушечка. Я тебя хватаю крепко в обе руки, чтобы не вырвали шакалы, срываю зубами довесок, обламываю крылышки-корочки, потом проглатываю серединный мякиш и так добиваю всю до конца за один присест. Потом надо ждать следующего утра – пайка один раз в день. Пол-литровый черпак баланды – три раза. Вроде и жиры туда по раскладке предусмотрены, но никогда не плавало на поверхности жижи ни одной блестиночки, не промелькнуло и жёлтенького волоконца мяса.
В обед в баланду добавляли черпачок «каши». В тюрьме это была жиденькая магара, а в лагере в полукипятке плавали цельные зёрна пшеницы или ячменя.

Постоянный голод убивал в людях всё человеческое. Вот только один пример. У жены одного из охранников наступили роды. В город везти уже было поздно. Рая родилась благополучно и здесь. Санитары вынесли послед и зарыли за больницей. Послед этот тут же был раскопан и съеден.

Умерших хоронили где-то за лагерем. На жаргоне это место называлось «под бояркой». Когда звучали эти слова, то всё всем было ясно. Начальник режима имел обыкновение орать на заключённых: «Что, под боярку захотел?» Вывозили усопших в большом ящике, укладывая в него одновременно четверых. Можно было и больше, но дежурному охраннику на вахте тогда бы несподручно было прокалывать каждый труп острым металлическим штырём. Возчик «вытряхивал» трупы «под бояркой» из ящика, могильщики начинали зарывать, а возница возвращался в зону за новой партией. В мою бытность возчиком был бесконвойный по фамилии Кутарлаш, кто-то из лагерных остряков окрестил его покойницкую повозку «дилижанс а-ля Кутарлаш». Случались «урожайные» дни, когда дилижансу приходилось кататься взад-вперёд всю ночь. Возвращался возчик перед рассветом, бухался на нары. А только начинало на горизонте синеть, в барак врывался охранник и горланил: «Кутарлаш, так твою мать. Дрыхнул, подлюга, всю дорогу – дубарей порастерял. Колхозники скоро на работу пойдут, не дай бог увидят… мигом собирайся и подбирай!»

Если бы кто-то смог в то время не зачерствевшим взглядом окинуть внутренний двор лагеря, то картина вызвала бы содрогание: каких только едва бредущих, ползущих, ковыляющих у нас не было. Вот по зоне, замотанный в невообразимую рванину слоняется тихо помешанный по прозвищу «Мама Таня» – так он всех сам почему-то называл. К его животу прикручена огромная глиняная миска. Когда его за что-то бьют, он падает ничком и защищает не голову, а эту драгоценную для него посудину. Целыми днями он бродит, невнятно бормочет, разводит в воздухе руками, как бы распутывая невидимые нити.

Вот так складывались в «большевистском раю» судьбы человеческие: кто в гражданскую, покалеченный, выжил, кто воевал на «Варяге» и чудом уцелел, а умирали одинаково – на лагерных нарах. В «стране победившего социализма».

Красноярский железнодорожник, № 2, 11.01.1992.


/Документы/Публикации/1990-е