КОГДА Я ПРИЕХАЛА в Красноярск вторично, в 1987 году, моя хорошая знакомая, экскурсовод Нелли Ефимовна Лалетина, пригласила меня поучаствовать в ее пробной экскурсии для сотрудников турбюро «По литературным местам Красноярска». В основном это были астафьевские места: Овсянка, Караульная гора. Заехали и в сад Крутовского. Но главный результат экскурсии оказался вовсе неожиданным: в конце ее от одной из участниц получила я номер телефона Алексея Леонидовича Юдина. Встретились мы в вестибюле Института физики в Академгородке. С собою я принесла старые семейные фотографии — в качестве удостоверения личности. Об одной из них стоит рассказать. На ней запечатлены два бородатых старика, сидящих рядышком" в саду. Всегда знала, что один из них — мой прадед Осип Никанорович Половников. В 1983 году покойный И. М. Кузнецов все спрашивал, не сохранилось ли у нас в доме чего юдинского, фотографий, например. А я ему говорю: «Да покажите мне, как выглядел Геннадий Васильевич, тогда скажу, сохранилось или нет». И. М. Кузнецов с Сережей Бакулиным не только показали, но и подарили тогда несколько портретов Г. В. Юдина. Копии, конечно.
Вернулась я из отпуска а Ленинград и давай отцовские фотографии пересматривать — тогда только и обнаружила на том снимке рядом с Осипом Никаноровичем Геннадия Васильевича Юдина.
Впоследствии с Алексеем Леонидовичем мы не раз рассматривали фотографии из наших семейных архивов, выявляя, «кто есть кто». Ну и Красноярский краеведческий музей помог распознать некоторых людей на этих снимках. Особенно благодарна я Галине Павловне Подпориной, тогда главной хранительнице фондов. Она предоставила мне возможность ознакомиться с музейными юдинскими фото. Но много еще неузнанных лиц; работа по опознаванию не прекращается. хотя идет все медленнее: умирают старые красноярцы, сверстники моих покойных родителей, наши главные консультанты... Абакумовы, Гольденберг, Густовская, Гутовский, Демидович, Доброхотова, Жуковы-Орфеевы, Илюшин, Козловские, Корольковы, Крестин, Кротовы, Купресов, Молоствовы, Петропавлова, Половников, Рябчуковы, Шепетковские — молодыми людьми покинули они Красноярск. Медики, инженеры, музыканты, дирижер, артисты, корреспондент, ученый-физик, научные работники и педагоги, они. потом жили и трудились в Москве, Ленинграде, Омске, Костроме, Рязани и Свердловске. Народившиеся уже не в Красноярске их дети знакомились между собой и, бывало, перенимали от родителей по-родственному добрые отношения друг к другу.
А вот Юдины, о которых я хочу рассказать, жили в Красноярске всегда. Их глава Алексей Леонидович Юдин, ныне самый старший представитель юдинского рода, уезжал из Красноярска в 1944 году, когда ему исполнилось восемнадцать, на фронт. Родной внук библиофила, Алексей Леонидович сам давно дедушка, у него две внучки и три внука. У его сына Владислава уже два своих сына, Иван и Дмитрий, праправнуки библиофила. «Не пресеклось мужеское племя» Г. В. Юдина. А надо сказать, что у Геннадия Васильевича и его жены Евгении Михайловны было 3 дочери и 7 сыновей; из семерых сыновей только двое дожили до зрелых лет — Алексей, самый старший, и Леонид (отец Алексея Леонидовича). У Алексея Геннадьевича Юдина из сыновей до зрелой поры дожили тоже только двое, Александр (1907 года рождения), следы которого затерялись давным-давно, и Константин (1912—1980). Константин Алексеевич Юдин мужских потомков не оставил: его единственную дочь Ирину Константиновну, жительницу Санкт-Петербурга, хорошо знают в Красноярске. Так что, возможно. Алексей Леонидович Юдин является в настоящее время и единственным продолжателем юдинского рода.
НО ПРОДОЛЖУ РАССКАЗ о красноярских Юдиных. Отец Алексея Леонидовича Леонид Геннадьевич родился 10 марта 1876 г. После окончания мужской гимназии в Красноярске поступил учиться в Петербургский университет, на юридический факультет. Сибирское землячество, членом которого он стал по приезде в столицу, вскоре оказалось участником студенческих волнений. В результате Леонида Геннадьевича исключили без права нового поступления в высшие учебные заведения и выслали под надзор родителей в 1898 г. Вернувшись, он женился на Ольге Федотовне Черепановой, дочери красноярского пароходчика. Г. В. Юдин назначил сына работать ректификатором на Леонидовский винокуренный завод. Там-то и родились все шестеро детей Леонида Геннадьевича и Ольги Федотовны. После смерти Ольги Федотовны в 1914 году от туберкулеза Леонид Геннадьевич вместе с детьми переехал на житье в Красноярск. Здесь он закончил курсы коллекторов геологических партий и лотом до конца жизни работал в геологоразведочных экспедициях Красноярского отдела Российского географического .общества и геологоразведочной базы. В 1916 г. Леонид Геннадьевич женился вторично, на Вере Алексеевне Смирновой, дочери протоиерея из Балахты. После замужества Вера Алексеевна оставила работу в больнице и занялась воспитанием детей. В 1926 г. у Веры Алексеевны и Леонида Геннадьевича родился единственный ребенок — сын Алексей.
В 1932 г. во время так называемой «золотой кампании», когда ГПУ по подозрениям арестовывало за укрытие золота. по доносу были арестованы Леонид Геннадьевич и его родная сестра Агния Геннадьевна. Через семь месяцев, в 1933 году. их освободили по несостоятельности обвинения, но прожили они после этого недолго: Агния Геннадьевна летом того же года умерла от сыпного тифа, а Леонид Геннадьевич, который в заключении заболел ревматизмом, скончался в июне 1934 года от паралича сердца.
Алексей, последний ребенок Леонида Геннадьевича, закончил школу во время войны. Воевал на первом Белорус^ ском фронте, освобождал Польшу и Германию от фашистов, a nocлe окончания войны служил в Советской военной администрации в Германии. Демобилизовался, закончил Красноярский пединститут. Преподавал аналитическую химию в горном техникуме. И вот уже 34-й год работает в Институте физики им. Л. В. Киренского Красноярского филиала Российской акад¬мии наук.
НА СНИМКАХ: Г. В. Юдин и О. Н. Половников; О. Н. По-ловников в последние годы
жизни.
Фоторепродукции Александра КУЗНЕЦОВА.
ВЕРНЫМ другом и помощницей Алексея Леонидовича Юдина была жена его, Валентина Григорьевна.
Последние несколько лет жизни, до кончины в 1990 г., Валентина Григорьевна прожила с полностью выключенным болезнью сознанием. Алексей Леонидович ни в какую боль¬ицу жену не помещал, неотступно за ней ухаживал: мыл и убирал, стирал и кормил с ложки. Помогала ему дочь Ольга. И на службе ему шли навстречу с графиком рабочего дня. Все трое детей Алексея Леонидовича и Валентины Григорьевны — дочери Наталья (1951 г. р.), Ольга (1953 г. р.) и сын Владислав (1966 г р.)—появились на свет в одном и том же красноярском родильном доме. Все они давно выросли, выучились, обзавелись семьями, работают.
Сам Алексей Леонидович — человек чрезвычайно своеобразный, на редкость энергичный и вспыльчивый, но в то же время — очень добрый. У него отличная — фамильная — память. На юбилейном семинаре в честь 150-летия Г.В.Юдина в Ленинграде он свободно, без бумажки, при полном внимании конференц-зала библиотеки Российской Академии наук прочел свой доклад «Судьбы потомков Юдина», начиненный датами рождений и уходов из жизни, линиями судеб многочисленных потомков библиофила минимум трех поколений! Алексей Леонидович может ошеломить собеседника своими познаниями в химии, медицине, истории, политике. Он не только завзятый путешественник, объездивший полстраны, не только непревзойденный знаток старого Красноярска и его окрестностей, но, как когда-то Г. В. Юдин, главный теперь сберегатель и рев-итель семейной памяти. Алексей Леонидович очень похож на своего знаменитого деда: такая же борода, купол лба, взгляд,..
Впрочем, читатель может сам составить мнение о своем земляке, ознакомившись с выбранными местами из его пи^ сем к автору этих заметок.
«10-11.88 г. Чернят нашего деда помалу, а доказывать правоту невозможно, так как никакие доводы не доходят, а истину и правду те, кто в мрачные времена ухватился за свой поплавок, не принимают и рады бы в порошок стереть нашего брата, да... все же руки коротки».
«02.11.89 г. ...Говорят, забота пробилась о памятнике, могиле, уходе за ними. Появилась в «Красноярском рабочем» статья, впервые за 50 лет лестно отмечающая его (Г. В. Юдина) заслуги з становлении здравоохранения в наших местах... Работа для меня вроде отдушины».
«15.11.89 г. В наше время особенно прочная душевная опора — Господь Бог всемогущий...».
«20-12.89 г. Если копаешься в родословных корнях, надо это делать пунктуально, без симпатий и антипатий».
«11.09.90 г. ...В Красноярске мероприятие (весною 1990 года) исполнилось 150 лет со дня рождения Г. В. Юдина — ограничилось выставкой в краевой библиотеке и коротеньким рассказом о выставке в информационной программе Красноярской студии телевидения. Наших (Юдиных) никого не приглашали.
...Вчера по телевидению... в первый раз я услышал похвальные слова о купцах, как о настоящих специалистах, не допускающих в деле расхлябанности, необязательности. Было сказано, что у них надо учиться оперативности, честности в контактах и экономическому анализу ситуации»
«14.05.90 г. .. Считаю, что с людьми, которые о деде ранее, кроме гадостей, и основательных... не говорили и не писали, иметь дело ниже собственного достоинства и притом (означает) грешить перед памятью деда... У одного из моих хранилищ опять сбили контрольный замок- Опять как на вулкане живу. Бросать работу надо, а все соглашаюсь на уговоры. Мало хорошего. Но, как говорит церковь, отчаяние — страшнейший грех. Вот и держусь».
«30.12.90 г. ...Получил (из Государственной публичной библиотеки в г. Ленинграде) послание с предложением участия в конференции «Генеалогия: задачи, проблемы, перспективы» в Питере».
«12.01 91 г. Сегодня слышал, что восстанавливают доброе имя купечества и отбрасывают его незаслуженный стереотип. В Москве открыли купеческое собрание и говорят, что надо родословные восстанавливать и по-серьезному к этому отнестись».
«27.03.91 г. ..Красноярское телевидение по понедельникам ведет по вечерам рубрику «Пенаты», где начата юдинская тема... Хоть бы наш круиз «По юдинским местам России» не сорвали привязкой к хлебному пайку».
«18.04.91 г- Года у меня расписаны по путешествиям жизни (правда, с возможными перестановками). К несчастью, город (Красноярск) стал коробочным совгородком, и что я показывал 20 лет назад — растаяло. Кроме 25 жилых и нескольких исторических зданий, нет ничего. Даже правобережный вид карьерами цемзавода испохабили».
«29 04.91 г. Нет у меня никакой недвижимости: ни сада, ни гаража, ни машины, ни престижной видео- или радиотехники, ни хрусталя, ни драгоценностей и ладно... Золото ненавижу смертно. Пусть будут» лучше деревья, птицы, облака, почитать...»
ОТСУТСТВИЕ достатка, боязнь на пороге пенсии будущего, отчаяние от ухода из жизни самого близкого человека — жены, усталость и ощущение неустойчивости нашего бытия — за всем этим, знакомым многим из нас, проступает благородная, духовно устойчивая, истинно юдинская натура Алексея Леонидовича.
Сейчас ему 65 лет. Он пенсионер, но работает по-прежнему в своем институте, на нем — учет потребностей в химических реактивах, их хранение и выдача. Он не прекращает своих усилий в деле восстановления справедливости по отношению к Геннадию Васильевичу Юдину, в восстановлении его доброго имени. Осенью 1991 года он, совершив очередное «путешествие жизни» на Камчатку. где, по его словам, проехал с вулканологами до Ключей, участвовал в вертолетных облетах Толбачиновской и Семлячиковской групп вулканов, был в Долине гейзеров, нэ Мутновском вулкане и на Дзендзуре; вместе с туристами совершил восхождение в кратер Авачинского вулкана.
Достойный наследник Г. В. Юдина, чрезвычайно скромный по натуре Алексей Леонидович, к сожалению, оказался как-то несправедливо в тени, обойденный вниманием своих земляков, тем же красноярским телевидением, например, которое как будто не знает, что А. Л. Юдин живет в городе Красноярске. А ведь в Красноярске живут и другие потомки библиофила — его правнуки Нина Сергеевна Рудакова, дочь Екатерины Леонидовны Юдиной, и Александр Николаевич Кузнецов, сын Надежды Леонидовны Юдиной. Налаживаются связи с живущими в Эстонии дочерями Августы Леонидовны Юдиной, с внуком Евгении Геннадьевны Юдиной Алексеем Александровичем Козьминым из Новокузнецка. Совсем немного не дождался внимания красноярцев геолог Борис Андреевич Кудрявцев, сын Елены Леонидовны Юдиной, скончавшийся в апреле прошлого года в Саяногорске, О них. об их жизни тоже, наверное, интересно было бы узнать.
Здравствуй, детства моего река,
Снова мы увиделись с тобою.
Пляшущие ветви тальника
Медленно сомкнулись за кормою.
Бабочки садятся на весло.
Сонная вода звенит в заломах,
И опять мне душу обожгло
Пряное дыхание черемух,
Трубно кличут
В небе
Журавли...
Не наслушаться,
Не наглядеться...
Милый сердцу уголок земли,
Родина, отцовское наследство.
9 августа 1942.
Стихотворение моего отца, Алексея Павлович» Попомнмко- •а.
(Сыры — название реки в Балахте).
НА СНИМКАХ: А. М. Корсак, А. Г. Юдин» и Л. Г. Юдин; А. П. Юдин, 1991 г.
Фоторепродукции Александра КУЗНЕЦОВА,
Инна ПОЛОВНИКОВА.
г. Актау, Казахстан.
Красноярский рабочий 11.06, 16.06 1992