Не раз обращалась наша газета к судьбам репрессированных. Этот материал, собранный историком Леонидом Киселевым, продолжает горькую для всех тему. В нем даны более точные, проверенные данные, нежели были даны на страницах нашей газеты «Мемориалом», о судьбе одного из виднейших в Сибири ученых, профессора Вячеслава Петровича Косованова.
Пусть станет публикация данью нашей памяти этому светлому человеку
В одну из теплых июльских ночей 1938 года в сырых подвалах Красноярского УНКВД прогремел глухой выстрел. Он оборвал жизнь Вячеслава Петровича Косованова — профессора, известного сибирского геолога, ученого-энциклопедиста, общественного деятеля. Вся его жизнь, от радостного момента появления на свет до последней секунды, когда она насильственно оборвалась, была кровно связана с родным Приениеейским краем. Его изучению он отдал пытливый ум и редкий талант незаурядного исследователя, жар души и неиссякаемую энергию одержимого человека.
Он родился в 1880 году, когда царь Александр II был убит народовольцами-террористами, не успев утвердить первую русскую конституцию, в селе Луговском Минусинского уезда в крестьянской семье.
Дружная семья Косовановых была большая — шесть человек. Отец хотел видеть своих детей образованными, но из-за недостатка средств осуществить это не удалось. Однако двум сыновьям он дал техническое образование. В 1892 году Вячеслав Косованов вместе с братом поступает в Алтайское горное училище. После шестилетней напряженной интересной учебы в училище братья получают очень редкую в то время специальность горных техников. Более трех десятков лет В.П.Косованов будет работать техником, маркшейдером, топографом, геологом на приисках и рудниках Приенисейского края. Он вел геологический поиск в Канском, Минусинском и Южно-Енисейском горных округах, Ольховском (ныне Артемовском) руднике и приобрел ценное качество — умение достигать поставленную цель.
Золото всегда было основой промышленности в Енисейской губернии и требовало постоянного внимания к нему. Накануне пролетарского переворота, по оценке специалистов, в недрах Приенисейского края содержалось 6.000 пудов драгоценного желтого металла.
Проанализировав добычу золота, меди, каменного угля, асбеста и слюды, он разрабатывает сбалансированные рекомендации развития горной промышленности. Прежде всего предложил шире привлекать частный капитал, открыть в Красноярске специальное горное учебное заведение, а для скорейшего экономического обоснования горнопромышленных районов получить точный геологический и картографический материал, усилив состав поисковых партий специалистами. В.П.Косованов связывал развитие горнорудной промышленности с постройкой в Красноярске при железнодорожной магистрали сталелитейного, механического и лесопильного заводов с производством сельскохозяйственных орудий. Большое значение придавал он прокладке железнодорожных путей в горнопромышленные районы. Следуя идее члена Государственной думы, енисейца С.В.Востротина, Косованов предлагал для развития горнорудной промышленности смелее использовать Северный морской путь и торговлю с европейскими странами.
Революция и гражданская война разрушили енисейскую золотую промышленность до основания, и к 1921 году добыча валютного металла сократилась в 55 раз. Больше всех пострадал от государственного переустройства Южно-Енисейский горный округ, где добывалась половина золота в губернии. Знаменитые удерейские прииски, известные в Европе, Америке и Австралии, замерли, рабочие разбежались, а дражный флот оказался затопленным. Надо было предпринимать меры, чтобы оживить умершую валютную экономику в губернии.
В 1923 году В.П.Косованов работал управляющим техническим производством и разведками золота на Ольховском руднике. В июле он как «исключительно усердный и преданный работник, прекрасно знающий свое дело», получает задание треста «Енисейзолото» определить состояние развалившегося производства и разведочных работ на удерейских приисках в южной тайге. По приезде сталкивается с противоборством начальства Южно-Енисейского приискового управления. Не имея опыта управления золотой промышленностью и элементарно не разбираясь в ее сложностях, новое руководство в своей работе опиралось на неграмотных людей, отличалось большевистской жестокостью и с большим классовым предубеждением относилось к старым спецам.
Понимая, что в условиях недоверия работать нельзя, В.П.Косованов сообщает в «Енисейзолото» о своем отказе проводить разведку золота на приисках. Из треста сразу же последовала телеграфная просьба «продолжать полезную работу в Южрайоне». Начальство приискового управления было заменено.
Разведочные работы и оценка частично сохранившегося производства и людей позволили В.П.Косованову определить возможности и сроки вывода золотой промышленности в горном округе из кризиса. В 1924 году здесь удалось восстановить 4 драги и начать добычу золота. В этом же году в Енисейской губернии добыча драгоценного металла возросла в 17 раз. Свою лепту в это вложил и геолог В.П.Косованов.
В 1934 году он стал профессором Красноярского государственного педагогического института.
В мае 1933 года общественность Красноярска отметила 35-летие трудовой, научной и общественной деятельности Вячеслава Петровича Косованова. Много было теплых поздравлений, но самое радостное — от студентов недавно открывшегося Сибирского технологического института. Вскоре В.П.Косованов берется за обоснование использования местных минеральных ресурсов в различных отраслях народного хозяйства края. С этой целью он вместе с профессором Н.К.Клячиным разрабатывает рекомендации их извлечения из недр земли.
Мысль о получении энергопромышленного топлива не дает покоя В.П.Косованову, и в 1934 году он организует геологический поход, в котором участвуют 500 специалистов. Они отправляются на поиски месторождений серного колчедана для проектируемого в Красноярске целлюлозно-бумажного комбината. Были исследованы обширные районы рек Енисея, Ангары, Маны, Базаихи и выявлены новые месторождения золота и меди, полевого шпата и мрамора, каменного угля и слюды. Результаты геологических исследований В.П.Косованова опубликовал в статье «В поход за минеральным сырьем». В ней он дал не только географическое описание полезных ископаемых, но и характеристику топливных ресурсов, содержащихся в недрах Красноярского края, высказав мнение, что на Таймыре есть нефть, а в Балахтинском районе — бурый уголь. Итоги изыскательской и научной работы В.П.Косованов изложил в большом докладе о перспективах промышленного развития Красноярского края, с которым выступил в январе 1935 года в редакции «Красноярского рабочего» перед научными работниками и специалистами.
К благородному металлу — золоту В.П.Косованов питал страсть, но особую, он все свободное время посвящал изучению истории его добычи. В 1935 году опубликовал большую статью, посвященную 100-летию енисейской золотой промышленности, в которой показал не только отличные знания ее истории, но и высказал прогноз развития. По своей природе он был человеком цельным, а его деятельность — удивительно плодотворной, ибо принадлежал он к числу тех редких людей, кто обладал огромным творческим потенциалом, энциклопедическими знаниями. Живо интересовался Вячеслав Петрович всеми явлениями жизни, близко соприкасался с весьма интересными событиями и отличался исключительной наблюдательностью, заносил все увиденное и услышанное в свою памятную книжку. Широта его творческих интересов заключалась не только в изучении физико-географических и геологических проблем, горной промышленности, геодезии, энергетики и экономики. Он был еще и изобретателем технических приборов, на которые имел патенты, увлекался историей колонизации Сибири, литературой, музыкой и искусством, но особенно — библиографией.
Его наиболее крупным научным трудом является «Библиография Приенисейского круя», изданная в 4-х томах. В них систематизирована литература о крае более чем за 300-летний период. А еще подготовил он и издал 25 монографий, большое количество статей. В.П.Косованов, как человек в высшей степени образованный и интеллигентный, проявлял большой интерес к общественной жизни, являясь членом Сибирского отделения Российского геологического комитета, Сибирского отдела Государственного географического, Красноярского краеведческого и филармонического (!) обществ.
Он искренне верил в устройство новой жизни, о чем говорят его публикации, посвященные юбилею Томского университета и концертам оперной музыки в Красноярске. Верил в переустройство и его 80-летний отец. П.П.Косованов, живший в Минусинске, давший 23 марта 1937 года интервью «Красноярскому рабочему». Эта искренняя вера для Косовановых, как и для миллионов людей, обернулась кровавой трагедией.
В 1937 году по Красноярску прокатилась волна больших арестов. Арестовали и В.П.Косованова. Ему было предъявлено стандартное по тем временам обвинение: руководство контрреволюционным заговором с целью свержения советской власти в Сибири и связь с японской разведкой. Начались изнурительные допросы и жесточайшие пытки, и в наступившем 1938 году В.П.Косованов оказался у смертельной черты, где роль палача выполняла тройка УНКВД. Через 18 лет главная военная прокуратура СССР подпишет документ, которым утверждается, что контрреволюционной организации не существовало, В.П.Косованов в заговорах не участвовал, а УНКВД никакими материалами по этому делу не располагало.
Сегодня к нам возвращается историческая память и мы все больше узнаем о тех, кто стал жертвой кровавого террора. Не затеряется среди безвинно расстрелянных и имя профессора Вячеслава Петровича Косованова, оставившего яркий след в истории Красноярского края.
Леонид Киселев
Гонорар прошу перечислить по адресу: 663080, г.Дивногорск, расчетный счет № 142613 Дивногорского Промстройбанка, школа-интернат для детей-сирот.
«Красноярский рабочий», 02.07.92