Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Тёмный народ, неграмотный


В ИСТОРИИ РОССИИ ЕСТЬ МНОГО ТРАГИЧЕСКИХ СТРАНИЦ. ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ ВСЮ ГЛУБИНУ ТРАГЕДИИ XX ВЕКА, ИСТОРИКИ ЧАСТО БУДУТ ВОЗВРАЩАТЬСЯ К 1917—1921 ГОДАМ. МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ РОССИЯ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ЗАБЫВАТЬ ТО, ЧТО С НЕЙ ПРОИЗОШЛО В ГОДЫ КРОВАВОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

Долгие годы писали о белом терроре, умалчивая о другом - красном. С. П. Мельгунов в своей книге «Красный террор в России: 1918-1923», изданной в нашей стране лишь в 1990 году (в Берлине издана в 1923 году), сообщает о том, что только в 1918-1919 годах большевики расстреляли свыше 1.776.000 человек, в Енисейской губернии, например, красный террор унес более 11 тысяч человеческих жизней. Не обошел красный террор стороной Балахту и другие селения нынешнего Балахтинского района. Как и всюду, он отличался жестокостью, грабежом и мародерством.

Первыми жертвами красного террора стали балахтинский купец Георгий Александрович Яшин и его двадцатитрехлетний сын Василий. 30 декабря 1917 года их зверски убили местные «активисты», а винный погребок купца разграбили.

В смутные времена на Руси всегда находились люди, желавшие поживиться за чужой счет. И большевики, готовя государственный переворот, знали, что их лозунг «грабь награбленное» поддержат те, кому ничто не свято. Нашлись такие «экспроприаторы» и в селе Даурском. Они разграбили магазин купца Белянкина. Сам он чудом спасся от расправы.

Недолго продолжался этот произвол. Народ не поддержал политику большевиков. На выборах в учредительное собрание в конце 1917 года большевики набрали лишь 24 процента голосов избирателей. В Сибири же большевики набрали и того меньше - около 10 процентов голосов. К началу июля 1918 года Советская власть на большей части территории Енисейской губернии пала.

О событиях в тот период в Балахте рассказывается в заметке, опубликованной в газете «Свободная Сибирь» 4 июля 1918 года: «с. Балахта. Переворот у нас прошел быстро и бескровно. Получив телеграмму из Красноярска, боевая дружина сейчас же выехала на Юдинский завод, где последнее время ютились большевистские главари, производя торговлю Спиртом. Всех их застали спящими и сейчас же арестовали. При них оказалось денег около пяти тысяч. Как эта сумма, так и суммы, находящиеся на ссыпном пункте, были отобраны. Крестьяне очень довольны».

Да, крестьяне без сожаления расстались с новой властью. Они надеялись, что все будет по-прежнему. Не будет конфискаций «излишков» зерна, мобилизации лошадей в армию, вновь зашумит Никольская ярмарка в Балахте, где можно будет выгодно продать сельскохозяйственную продукцию... Но гражданская бойня началась: на смену одной диктатуре пришла другая - колчаковская. Белый террор в Балахтинской, Даурской и Тюльковской волостях только в 1919 году унес свыше 50 человеческих жизней.

Не оставались в долгу и красные. Следующей жертвой красного террора оказался даурский священник Даниил, утопленный в проруби возле деревни Езагаш местными партизанами в декабре 1919 года. По рассказам старожилов, партизаны расстреливали крестьян, заподозренных в оказании помощи белогвардейцам.

В начале января 1920 года Енисейскую губернию освободили от колчаковцев. При поддержке Красной Армии в волостях создавались революционные комитеты, которые имели всю полноту власти на подведомственных территориях. На заседании Балахтинского волостного ревкома, состоявшегося 16 января 1920 года, решили реквизировать из-лишки продуктов у населения, воспретить частную торговлю, взять на учет людей, недовольных Советской властью... И вновь балахтинцы почувствовали тень диктатуры. А в волости уже шли аресты. Сосед доносил на соседа.

В Балахте красноармейцы после издевательств пристрелили крестьянина Прокопия Зыкова. В селе Даурском расстреляли священника Иоанна…

Чтобы привлечь на свою сторону население, Ачинский уездный и Енисейский губернский комитеты РКП(б) в Балахтинскую волость направляли агитаторов и инструкторов. Однако население противилось насаждению коммунистической идеологии, об этом свидетельствуют записи в дневнике инструктора Енисейского губернского союза кооператоров, датированные 29 апреля 5 мая 1920 года: «Богатое село Балахта: полно кулаков, и потому для социализма места здесь нет... Местная комячейка состоит из пяти человек... Деятельность ячейки очень слаба, почти незаметна... Местная интеллигенция - старые саботажники, от которых Советской власти добра ждать не стоит, они не только не помогают в работе, а наоборот, где можно - тормозят ее...» Инструктор побывал и в других населенных пунктах Балахтинской волости. После их посещения он также оставил записи.

«Безъязыково: село, дворов около ста, живут богато. Созвал общее собрание, говорили о коммуне. Осторожно и недоверчиво относятся к ней мужики. Говорили долго, но договориться о создании ячейки не смогли - нет желающих. Темный здесь народ, неграмотный...» «Большие Сыры: небольшая деревня домов сорок... Созвал общее собрание, толковали о коммунизме, о коммунистической ячейке... Прождал весь день, а желающие создать комячейку так и не собрались».

В начале ноября 1920 года в селе Большой Сереж было подавлено крестьянское восстание. После него из села отступила небольшая группа крестьян. Трое из этой группы укрылись на заимке близ села Петропавловка. Но по доносу местного жителя на заимку прибыл вооруженный отряд красных дружинников. Крестьян без суда и следствия расстреляли прямо возле заимки.

К концу 1920 года крестьянское недовольство новым режимом возросло. В селах Балахтинской, Курбатовской, Тюльковской волостей были выступления против Советской власти. Крестьяне требовали отмены продразверстки.

В конце 1920 года начале 1921-го по стране прокатилась волна крестьянских восстаний. В крестьянской среде получил широкое распространение лозунг «свободной торговли». Однако разрозненные крестьянские восстания подавлялись регулярными частями Красной Армии. Многие участники восстаний были арестованы и расстреляны. Оставшихся в живых содержали в тюрьмах или концлагерях. Так же развивались события и во всей Сибири.

В 1921 году в Енисейском губернском ревсуде и в ревтрибунале классовой расправы ждали 400 человек. В красноярском концлагере томилось около 400 человек. Тысячи людей содержались в тюрьмах и концлагерях в Енисейске, Канске, Ачинске, Минусинске.

Не дремали балахтинские коммунисты. 13 марта 1921 года состоялось очередное заседание комячейки Балахты: рассматривали вопрос о результатах поездки делегатов комячейки в Ачинский уком РКП(б) за оружием. Получив оружие и патроны, балахтинские коммунисты 16 марта 1921 года арестовали 90 зажиточных крестьян, обвинив их в готовящемся антисоветском восстании. Арестованные были отправлены в Ачинскую тюрьму.

Подавив основные силы оппозиции, коммунистическая власть прочно утвердилась в Балахтинской, Даурской и Тюльковской волостях. Однако периодически в последующие годы вспыхивали антисоветские выступления крестьян в Даурском, Курбатовском, Сисимском и других селениях.

Давно отгремела гражданская война. И, думаю, не надо сейчас подсчитывать, кто больше причинил бед, белые или красные. И красный, и белый террор в Балахтинской, Даурской, Тюльковской волостях унес свыше 60 человеческих жизней (по самым скромным подсчетам) И нет здесь правых и виноватых. Пусть земля им всем будет пухом.

Сергей РЫЖАКО, краевед.
п. Балахта.

Красноярский рабочий 5.09.1992


/Документы/Публикации/1990-е