Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Вся страна за колючей проволокой


ИЗ ПОЧТЫ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА

Уважаемый Виктор Петрович! Прочел в «Новом мире» ваши «Буйную головушку» и «Раздумья». «Буйная головушка» сама по себе очень интересна своим юмором. Но тем не менее это дело более семейное, хотя политики там достаточно. А вот «Раздумья» меня задели за живое. Дело в том. что я примерно из тех же мест, о которых вы ведете речь. Читал повествование медленно и после каждой страницы останавливался с тем, чтобы сравнить, что видел собственными глазами. Будучи мальчиком, я наблюдал, как растаскивали нехитрые крестьянские хозяйства, как забирали и увозили куда-то самых работящих и смекалистых мужиков.

Наша деревня Облава (Архангельск) расположена в 40 км от Канска на север, в деревне было 100 дворов. 20 человек, главы семейств, были или расстреляны, или замучены до смерти. Это 20 процентов лучших крестьян. По официальной статистике известно, что до коллективизации в Союзе было 25 млн. крестьянских хозяйств. 20 процентов от этого числа составит 5 миллионов лучших крестьян, которые были уничтожены физически. Плюс к этому все, кто могли, сбежали из деревни. Остались только старики и те, кто не в состоянии были определиться на производстве. В результате насильственно созданные колхозы были обречены, что и доказано жизнью. Это было результатом пассивного сопротивления крестьянства. Но у нас был один случай вооруженного сопротивления. Мой ровесник Коля Щебеко застрелил из дробовика уполномоченного из Канска. Я слышал, что подобные случаи были и в соседних деревнях, в частности в деревне Мокрушино. Слышал также, что где-то в районе Тасеева собирались партизанские отряды. Но из этого ничего не вышло.

Я еще плавал пассажиром на пароходе «Спартак», который в качестве топлива использовал дрова. Из ваших «Раздумий» мне стало ясно, что эти дрова заготавливал ваш батя «в натури». А стрелял он как: раз — и ваших нет.

Характерно, что те, кто разоряли крестьян и якобы создавали колхозы, сами потом из них сбежали. При этом они нашли подходящую работенку: в тюрьме охранниками, надзирателями (Степан Ганусок и Семен Горбаченко).

Из подростков (ровесников Павлика Морозова) в позорной авантюре раскулачивания участвовал только один Колька Феклин. Фекла — это падшая женщина. Больше таких случаев не было. Это говорит о довольно высокой морали крестьянского населения.

Вы правильно пишете, что в Игарке оставшиеся в живых ссыльные мужики в конце концов приспособились к новым условиям и стали жить довольно сносно. Но вот одна беда не обошла их стороной. Дело в том, что девушки, дочери ссыльных после войны, когда стало ясно, что женихов своих нет (побили на фронте), ринулись в Норильск на поиски своего счастья А там их быстро прибрали к рукам. Короче, большинство из них попало в такой омут, из которого уже выбраться не смогло. Женихи норильские — это бывшие лагерники, к семейной жизни неспособны. В большинстве женщины в конечном счете превратились в отъявленных шлюх. Это тоже следствие сталинского ГУЛАГа.

Хотелось бы выразить одно пожелание. Надо бы издать сборник рассказов о коллективизации и раскулачивании. В частности, включить туда недавно опубликованные рассказы Тендрякова, Карпова и многих других. Такой сборник создаст у читателя более полное впечатление, чем прочитанный отдельный рассказ.

А. ЛУНЕВ.

«Красноярский рабочий», 31.10.92


/Документы/Публикации/1990-е