И поют певцы на Енисее,
И ведут сказанья старожилы…
Анатолий Ольхон
Нашу сентябрьскую поездку в далёкий Туруханск по комплектованию фондов будущего Литературного музея в Красноярске, можно назвать экспедицией. Сейчас можно смело сказать, что она удалась. Мы привезли вещи и документы и ещё раз убедились – какое это удивительное дело – познание истории через вещь.
А приобрели мы в Туруханске старый деревянный, видавший виды диван, старую деревянную прялку, красивую солонку – изделие Кузнецовского фарфорового завода, личные вещи и документы участника Великой отечественной войны, ныне покойного, Павла Бурцева. Резонно можно спросить: что такого особенного в перечисленных приобретениях? Но диван нам достался непростой, на нём спал когда-то И. В. Сталин.
Мы записали легенду владелицы дивана 84-летней Фёклы Павловны Бурцевой. Вот что она нам поведала: «Жила я со свекровью, Бурцевой Василисой Александровной. Она была такая сильная, здоровая женщина. Овдовела рано. Я ещё мало чего помню. Но рассказывала она, что у неё была мебель: диван, стол, зеркало, табуретки, скамейки. Их делали ссыльные на станке Пупково. Они были сосланы туда на три года.
Станок Пупково недалеко около станка Костино, так километров сто. Вот остановился Сталин. Сказал как-то, я не помню, Жугашвили что ли. Ночевал ночь, ай две, не помню. По повинности каждый дом по очереди был заезжим для ссыльных. Шёл он пешком, ай, лодкой, не помню. Ну, его накормили. Он попросил баню. Ему истопили баню. Дали бельё покойного мужа свекрови, сатиновые кальсоны и рубашку. Всё чистое, выстиранное. Он взял, одел после бани. Он после бани лёг отдыхать на диван. Ему постелили что-то там, не знаю. Тогда простыней не было. Он лёг, руки так под голову положил и сказал: «Ой, как мне хорошо здесь отдыхать! Ой, как удобно».
Никто тогда не знал, что это Сталин – не Сталин. Никто не понимал тогда. Только потом уж люди сказали: «А помните, у вас останавливался постоялец?» Вот тогда-то только вспомнили и узнали, что у них был Сталин».
Просто и скромно рассказала нам эту историю Фёкла Павловна, а мы, слушая её, отметили про себя то удивительное достоинство, так свойственное простым людям сибирской глубинки. да, услышанная история проста, незамысловата и очень типична для этих мест. И хоть на музейном языке это всего лишь легенда, но как она правдоподобна: повинность каждого дома по очереди на постой ссыльных, станок Костино (сохранившиеся письма и документы подтверждают пребывание там Сталина), изготовление мебели ссыльными, остановки на днёвки и ночёвки по пути следования к месту ссылки. Такое невозможно придумать.
Теперь этот диван – собственность Краевого музея. Он интересен ещё и потому, что изготовлен руками ссыльных, коих много было в нынешнем и прошлом веках на земле Сибирской. Диван простой, но даже с некоей претензией на стиль, в нижней части его два больших выдвижных ящика для хранения постельных принадлежностей. Думается нам, ящики были удобны в крестьянском быту. А если к дивану прибавить вышеизложенную легенду, то ему просто цены нет.
Нам опять же могут возразить, стоит ли дивану придавать такое значение, ну и спал Сталин, ну и что? Всё это так, но, мы думаем, диван займёт своё место в Литературном музее, не говоря о том, что он значительно пополнил нашу музейную сталинскую коллекцию. С последней красноярцы успели познакомиться на прошедшей выставке в доме-музее П. А. Красикова «Вожди КПСС в Красноярском крае». Рядом с диваном в будущем музее, мы думаем, экспонировать литературу, воспевавшую Сталина, вождизм, партию. Много было такой литературы не только в крае, но и по всей стране. Всё это историческая реальность, историческая объективность. Уместно вспомнить слова А. Т. Твардовского: «Тут не убавить, не прибавить, так это было на земле».
Эпиграф к этой статье мы взяли из поэмы «Енисейская легенда», поэмы,
прославляющей Сталина, поэмы, написанной хорошим сибирским поэтом Анатолием
Ольхоном. Что говорить о поэтах, таких было немало, если даже в сталинском
лагере в Ермакове писались заключёнными пьесы, прославляющие Сталина, на сцене
«крепостного театра» шли пьесы и читались стихи по этой же тематике. Это тоже
историческая реальность. И обойти молчанием такого рода литературу – значит
погрешить против правды.
Вот краткая история дивана и его будущего назначения. Мы её рассказали ещё и
потому, что после информации весьма краткой по красноярскому радио и телевидению
многих красноярцев заинтересовал диван, и к нам обратились за разъяснениями.
А теперь нам, работникам Краевого музея, хотелось бы выразить слова благодарности нашим спонсорам – администрации КраМЗа, на средства, перечисленные этим предприятием, были приобретены вышеперечисленные вещи. Спасибо вам, дорогие друзья! Не оскудела земля российская на добрых людей. Нам повезло, во время нашей маленькой экспедиции мы встречали таких повсюду. Люди с пониманием отнеслись к нуждам ныне заброшенной и позабытой культуре, всюду понимали ограниченность наших возможностей и помогали нам, как могли.
И ещё: огромное спасибо нашим дорогим речникам, без помощи которых по перевозке экспонатов нам обойтись было просто невозможно. Они создали нам все условия для путешествия в Туруханск и обратно, помогали при погрузке и выгрузке вещей и окружили нас повседневной заботой и вниманием. Нам никогда не забыть славную команду молодых ребят грузового судна «Славянка» во главе с капитаном Константином Владимировичем Бекреневым. Наша огромная благодарность капитану д/э «Литва» Михаилу Петровичу Сизову, капитану д/э «Байкал» Владимиру Владимировичу Яворовскому, первому штурману этого судна Виталию Петровичу Никулину, а также работникам управления Енисейского пароходства Владиславу Николаевичу Власову, Петру Фроловичу Брюханову, ну и особая благодарность за содействие в организации путешествия нашему давнему другу музея Владимиру Фроловичу Пентюхову.
Через газету хотелось бы поблагодарить дорогих туруханцев: работниц Туруханского музея, семьи Росташвили, Бурцевых, Канаеву К. П., пожелать всем доброго здоровья.
Мы думаем, что сможем в ближайшее время рассказать в газете подробно о создаваемом в нашем городе Литературном музее. А теперь, пользуясь случаем, обращаемся к добрым людям, нашим землякам за помощью в создании такого нужного нам всем Литературного музея. Чего греха таить, мы порою лучше знаем литературу иностранную и совсем не знаем своих литераторов, ныне здравствующих и уже ушедших. Очень многие литераторы прошлого века, творившие в Енисейской губернии, писавшие о тайге, нуждах Сибири, о золотой лихорадке, проблемах ссыльных и многом другом, совершенно забыты, неизвестны широкому кругу читателей. А ведь наша сибирская литература начиналась не на пустом месте, считаем своей задачей рассказать в создаваемом музее о них, вырвать из забвения многие замечательные имена сибирских литераторов.
Своими силами нам не справиться, денег на нужды культуры выделяется крайне мало, это известно теперь каждому. А как красноярцы соскучились по музею – известно и музейным работникам, и красноярцам. Поэтому и хотелось бы, чтобы возродились славные традиции меценатства, помощи, милосердия, так свойственные красноярским купцам, мещанам и интеллигенции. Достаточно вспомнить такие имена: купцов Щёголевых, Кузнецовых, Токаревых, Раззорёновых, Юдина, Крутовских, Молчановых, Никитских, Матвеевых, епископов Никодима, Акакия, Тихона, священников Касьянова, Суслова, Угрюмова и многих других. Да не оскудеет рука дающего.
А теперь самое время представить нашу экспедицию: заведующая Литературным музеем А. В. Броднева, зав. сектором отдела истории Т. В. Никандрова и пишущая эти строки – ведущий специалист Литературного музея Н. Е. Лалетина.
Речник Енисея, № 39, 2.10.1993.