












Обращаюсь к вам по поводу статьи "Я был простым советским узником". Она очень справедливая и очень своевременная. Компенсации реабилитированным действительно ничтожны, они ничуть не компенсируют 16 лет (это у меня) пребывания в аду, где ни в чем не повинных людей калечили физически и угнетали морально. Мы были изгоями в обществе не только до реабилитации, но и после реабилитации. Да и сейчас не очень хорошо себя чувствуем. Приходится слышать: "Сидели в тюрьме, а еще добиваются каких-то льгот". Называют нас примазавшимися к фронтовикам.
Я пришел в совет ветеранов выписывать газету "Красноярский рабочий". Там сидел старичок-фронтовик. Он меня спросил: за что я сидел? Я ему ответил: ни зa что. И услышал: как так ни за что, что-нибудь да было. Я ему ответил; если бы я за что-нибудь сидел, то я не был бы реабилитированным, я был бы амнистированным или отбывшим срок уголовником. И он об этом обязан знать.
Интересы репрессированных никто не защищает. Фронтовиков в День победы 9 мая награждают подарками, их благодарят, а в день репрессированных 30 октября, нам не только подарок, но даже поздравительной открытки никто не пришлет.
У нас есть организация "Мемориал". Тем работают на добровольных началах порядочные, умные люди, которые посвятили себя служить бескорыстно бывшим репрессированным, но у них нет никаких материальных возможностей. В основном их работа заключается в розыске погибших и в статистике. Они даже послать поздравление не в состояния - их всего 3 человека. У них и помещения-то нет нормального, негде хранить архивы.
Так что реабилитированные остались позабытыми и позаброшенными. Сейчас это старые и больные люди. А когда-то они были молодыми и здоровыми, работали по 12-14 часов на благо Родины, их трудом создавалась мощь нашего государства - за кусок хлеба и черпак баланды, и все это, выходит, позабыто. Компенсация стала фикцией, она ничего не компенсирует, да и в начислении пенсий нас обманывают. У меня стаж по трудовой книжке 27 лет, 11 пет был в лагерях, которые вроде бы засчитываются год за три. То есть, 60 лет стажа, в пенсию зачисляют за 45 лет.
Лучше бы не надо совсем компенсации, а начислили бы немного больше пенсии, чтобы легче было прожить последние годы жизни.
Л.И.ЛОСЕВ узник сталинских лагерей,
реабилитированный
"Красноярский рабочий", 10.12.93г.