Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

  В МЕМОРИАЛе НАЧАЛИСЬ АРЕСТЫ


Удивительное - рядом. Далеко ходить не надо и ехать всего пару остановок. Прямо напротив СТИ - администрация Центрального района. А в ней, на втором этаже - налоговая инспекция. 

Вот там-то на днях взяли и арестовали счет общества "Мемориал". Как? Почему? Что такое натворила эта благотворительная организация? 

Может быть, она утаила от государства миллионные доходы? Да нет, за полгода существования счета на него было зачислено всего 18 тысяч рублей благотворительных пожертвований (прописью: восемнадцать тысяч рублей ноль-ноль копеек). Если разделить на шесть месяцев - три тысячи в месяц, то есть в пределах средней заработной платы дворника. Поистине щедрость красноярских бизнесменов безгранична, но речь сейчас не об этом. 

Может быть, эти 18000 руб. проходимцы из "Мемориала" использовали на неуставную деятельность: сняли со счета якобы в благотворительных целях, а сами закупили вагон спирта под монархическим названием "Рояль", спирт продали, а выручку пропили? Да нет, не дали "Мемориалу" снять эти деньги и раздать нуждающимся репрессированным. На зарплату можно, на командировочные можно, а на благотворительные цели наличку выдать нельзя. Так и лежат до сих пор эти несчастные тысячи на счету, усыхая по мере инфляции и не дойдя до тех, кому они предназначались, но речь сейчас и не об этом. 

Речь о том, почему все-таки арестовали счет. Как вы понимаете, это не одних вас заинтересовало. Это заинтересовало также бухгалтера "Мемориала" Наталью Федотову. Звонит она в налоговую инспекцию и спрашивает: "Почему?" На что ей курирующий инспектор, назвавшись Сергеем Леонидовичем, отвечает: "А я так решил." - "Я понимаю, что это решили именно Вы. А ПОЧЕМУ Вы так решили?" - интересуется Федотова, а Сергей Леонидович отвечает в том духе, что от многого знания много, дескать, печали и пожилой возраст приходит раньше, чем могло бы быть. И никаких причин Сергей Леонидович не приводит. Решил, и все тут. 

На другой день причина вроде бы нашлась: якобы не сдан вовремя полугодовой баланс. Однако баланс и декларация о том, что доходами смешно и называть, были сданы ЗА ВОСЕМЬ ДНЕЙ ДО СРОКА, и первая же очная ставка с сотрудниками налоговой инспекции это подтвердила. Что, кстати, нисколько не смутило Сергея Леонидовича, и счет он открыть отказался. Почему? А нипочему. А не откроет и все. 

Мемориальский счет все ж таки открыли. Не спрашивая Сергея Леонидовича. Какие были баталии и какие были силы к этому привлечены и сколько драгоценного времени на это потратило множество занятого народа - не о том речь и не в том загадка. 

Загадка вот где: Сергей Леонидович так и не признался, почему он арестовал счет. И никаких разумных объяснений его поступку нет. Поэтому мемориальцы и их знакомые стали выдвигать всяческие совершенно дикие предположения. Один мой знакомый коммерсант утверждал, например, что "Мемориал", в отличие от мощных коммерческих структур, в силу своих скромных финансовых возможностей, а главное, в силу устаревших моральных принципов не распространяет свою благотворительность на налоговых инспекторов, и потому, дескать, налоговым инспекторам любить его не за что. Но я с негодованием отверг эту инсинуацию. Ни Сергей Леонидович, ни какой-либо другой налоговый инспектор не давали повода о них такое подумать. 

Знакомый демократ, функционер карликовой партии, убеждал нас, что Сергей Леонидович - закоренелый сталинист и преследует "Мемориал" из идеологических побуждений. Отнюдь. Сергей Леонидович человек молодой и сталинизмом непропотевший. Несомненно, он находится на самых передовых идеологических рубежах и потому к благотворительному обществу, основная цель которого - помощь жертвам ГуЛАГа, он может относиться в худшем случае равнодушно (как и подавляющее большинство наших сограждан). Но чтобы с энтузиазмом его травить... Господи, да кому он нужен, этот "Мемориал", кроме десятка его членов да нескольких сот бывших зэков! 

Да и потом - симпатии симпатиями, но есть еще и законы, и не мог бы Сергей Леонидович, даже трижды ненавидя "Мемориал", закрывать счет просто так, без законных оснований. Не те нынче времена, да и не те нынче чиновники. 

Это раньше, при коммунистах, было телефонное право и прочее черти что, а нынешние государственные мужи, мало того, что знают законы - они их еще и свято соблюдают. 

Откинем мы и прочие объяснения, и вовсе фантастические, (вроде психотронных излучателей, нехорошей энергии из космоса: и до такого додумывались досужие мемориальские головы. А один вообще кричал, что все это козни какой-то там Галины Борисовны, что лишний раз доказывает, что, о чем бы ни зашел разговор в мужской компании, а придёт все равно к бабам). Откинем и останемся в недоумении. Как так: все было ничего, и вдруг - трах-бах... 

А главное - некстати... Дело в том что как раз в это время красноярский "Мемориал" начал распространять книгу В.Абрамкина "Как выжить в советской тюрьме". Автор, видный диссидент, а сейчас - член комиссии по правам человека при Верховном совете России, делится своим богатым опытом сидения в советских лагерях. (Кстати: советую купить: порядки там мало изменились, а от тюрьмы с сумой не зарекайся... Не дай, конечно, Бог, но вдруг да пригодится!). 

Ну вот, распространение этой книги - самая что ни на есть уставная деятельность "Мемориала". "Мемориал" объявил о своем намерении и указал свой номер счета (700089 в красноярской дирекции Мосбизнесбанка, МФО 144018) на который нужно перечислить 49 рублей, чтоб получить искомую книгу. (Кстати, нужно еще и послать заявку по адресу 660049, Красноярск, пр.Мира, 3, "Мемориал"). 

Разумеется, Сергей Леонидович об этом не знал. Секрета из своих намерений "Мемориал" не делал, но публикация в газете появилась через несколько дней после ареста счета. Так что я категорически отрицаю какую-либо связь между распространением книги и арестом счета. Слава Богу, налоговые инспектора пока еще не контролируют прохождение материалов в редакциях газет и не прослушивают телефонные разговоры (хотя, говорят, дело к тому идет). А причина... Не наше это дело - гадать о причинах. Я вообще считаю, что Сергей Леонидович как раз в это время совершенно случайно и абсолютно независимо подумал, что, если "Мемориал" жил четыре года без счета в банке, то и сейчас без него проживет: от него государству никакой прибыли, а одна только головная боль государственным служащим. Ну и арестовал счет. И додумался он до этого исключительно сам. 

Я подчеркиваю: никто ему этого не советовал. Я подчеркиваю: эти два события никак друг с другом не связаны. И я ответственно заявляю: в нашей демократической России нет людей или организаций, которые таким путем пытались тормознуть распространение книги или просто насолить "Мемориалу". И те мемориальские злопыхатели, которые утверждают, что из этой истории торчат некие длинные голубые уши, попросту больны манией преследования и вялотекущей шизофренией (у некоторых из них об этом даже есть соответствующая справка, выданная компетентными в психиатрических делах органами, и взять с них, кроме анализов, нечего. Пусть скажут спасибо, что их самих еще не арестовывают). 

...Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Налоговая инспекция, вместо того, чтобы вскрывать махинации мафиози, третирует горстку нищих альтруистов. 

Милиция, вместо того, чтобы обезвреживать рэкетиров, гоняет старушек, торгующих в неположенных местах. Я уж не говорю о многих других государственных организациях, которые, вместо того, чтобы заниматься тем, чем надо, занимаются черт знает чем. И все это несмотря на приближающуюся годовщину Великой Августовской Капиталистической Революции. Особенно грустно делается на душе рядового налогоплательщика, когда вспомнишь, что занимаются они этим на твои же собственные деньги: 28% с договора, 32% с прибыли, а о подоходном я уже и не говорю. 

Но если хорошенько подумать, оно по-человечески и понятно: у бандитов пистолеты с автоматами, у дельцов - деньги, связи, и наглые бухгалтеры. Связываться с ними - себе дороже. То ли дело старушки... 

Опубликовано: Свой голос 1993г.
© Алексей Бабий 1993  


/Документы/Публикации 1990-е