МЕМОРИАЛ
«...Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас!».
А. АХМАТОВА, «Рексвием».
На катере «Заря» к берегам озера Лама совершили паломничество около сорока норильчан преклонных лет. Это те, кому судьба уготовила горькую участь провести лучшие годы своей молодости в застенках Норильлага. Самому старшему — Евгению Вячеславовичу Мечснко, в прошлом трактористу, восемьдесят шесть. А самый молодой — Андрей Михайлович Любчбнко, политзаключенным он стал в семнадцать лет.
Инициатор двухдневного путешествия в таймырскую Мекку — правление городской организации «Мемориал». Транспортом и ночлегом группу «пилигримов» обеспечили и. о, начальника «Норильскбыта» Валерий Владимирович Семенов и его помощники. Выкроить 150 тысяч рубликов на поездку из архискромного пенсионного бюджета бывшие узники, конечно же, но смогли бы...
В программу благотворительной «одиссеи» входили знакомство с окрестностями озера, с остатками сооружений бывшего лаготделения, и, конечно, сбор грибов да ягод. Однако ее кульминацией или, точнее, апофеозом стала панихида у каменной пирамиды —- памятного знака, возведенного четыре года назад посланцами трех прибалтийских государств. Захоронены здесь останки четырнадцати артиллерийских офицеров высших чинов. Выбитые на бронзовой плите имена нам, сегодняшним, мало о чем говорят, Да и но в конкретных именах суть, а о трагической нашей истории, в памяти, общей для всех.
Вот тут-то я очень боюсь, как бы но впасть ,в слезливую патетику. Но в том-то и дело, что не было там ни одного человека, в глазах которого не заблестели бы непрошеные слезы — настолько все это было трогательно, возвышенно. Да, это было проявление человеческого братства, если хотите, интернационализма, в самом высоком, благородном смысле этого теперь, увы, дискредитированного понятия. Но я обратился к нему без опаски: навряд ли среди репрессированных найдутся ностальгирующие по «светлому прошлому».
Дух единения здесь ощущался во всем — и в добром, внимательном отношении друг к другу, и в готовности помочь. И, конечно же, в том, что у братской могилы католиков (литовцы) и протестантов (эстонцы и латыши) панихиду вдохновенно служили священник норильской православной церкви отец Дмитрий и псаломщик Георгий. И в том, что, когда панихида уже заканчивалась, никто не поспешил к берегу.
...'Затаив дыхание, все слушают стихотворение на украинском языке, сочиненное бывшей каторжанкой Анной Яковлевной Ковальчук: когда вас зарывали в землю, священник не пел вам вечную память, не оплакивали вас матери, спито спокойно, братья по неволе... Стараясь не пропустить ни слове, внимают молитве и псалму, которые чистыми, на удивление молодыми голосами исполняют когда-то певшая в лагерном хоре Евгения Михайловна Федишина, одна из активных участниц легендарного восстания 1953-го в Горлаге, и ее товарки. По просьбам «русскоязычных» Матеус Дудутис охотно переводит надписи, на литовском языке выгравированные на обелиске. На долгую память об этой, для кого-то, возможно, последней, встрече, паломники фотографируются — все вместе и небольшими группами (в одной из них я насчитал представителей аж шести бывших братских республик)...
Бережно тушат поминальные свечи — они вечером еще пригодятся за общим столом. По православному обычаю рядом с огромным венком кладут к подножию памятника по горстке конфет...
Вечереет. Далекие звезды далеких миров бросают иа древнее озеро светлые лучи. Еле слышно плещет прибой, будто пытаясь рассказать нам были давно прошедших веков. В такую ночь не может не появиться . ощущение вечности, полнейшей отрешенности от всего сиюминутного, суетного. Господи, какими ничтожными, грошовыми кажутся отсюда политические игры, амбиции лидеров-однодневок, страстишки и психозы!
Не очистившись от этой скверны, не поняв день вчерашний во всех его противоречиях — без этого невозможно достойно жить и в дне сегодняшнем. «Если совесть в нас не проснется, —- сказал бывший изгнанник А. Солженицын, —- никакая экономика не поможет». Надо помнить — помнить, чтобы быть добрее, терпимее друг к другу. Оставаться людьми, несмотря ни на что!
Гунар КРОДЕРС, член правления городской организации Всероссийского общества «Мемориал».
Заполярная правда 23.08.1994