Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Этот город заслужил любовь


Юбилейные торжества по случаю 375-летия "отца сибирских городов" позади. Но письма-признания в любви к нему продолжают поступать. В них - нелегкая жизнь сибиряков, впрочем, как и у всех россиян. Но в них - та живая любящая душа, благодаря которой мы и по сей день существуем, несмотря на все испытания. Юбилейные торжества завершены. А рубрика "Мы родом - из Енисейска", начатая пять лет тому назад, остается, ибо она - душа нашей газеты - тоже живая, добрая, любящая. Продолжаем публикацию писем наших читателей.

8 октября 1941 года нас, поволжских немцев, переправили на барже из Красноярска в д.Мариловцево Енисейского района. Позади18 суток пути в вечную ссылку, голод и смерть близких. Умерла тетя Амалия Вольф, оставив пятерых сирот. Старшему, Карлу тогда было 9 лет. Живут сейчас дети Амалии в Красноярске, Енисейске, в Челябинской области. А выросли они в Енисейском детдоме, так как отца взяли в трудармию (так называли лагеря заключенных немцев), и он умер там от голода. Еще шесть родственников не вернулось.

Из Енисейска на лошадях развозили нас по деревням района. Мы выжили. Даже выучились. В 1943 г. в д.Мариловцево открыли школу. Учила нас молоденькая симпатичная учительница Елизавета Никитична Мариловцева, а потом Софья Федоровна. В пятый класс пошли в енисейскую школу № 45, что была рядом с рынком. Мы выбегали на большой перемене, чтобы встретить там знакомых из деревни. На выходные и каникулы ходили пешком 30 километров домой всей нашей компанией - Мариловцевы Василий, Александр, Григорий, Петр, Мария Устинова и Федя Верещагин из д.Черкасы.

Зимой учились, а летом с 10 лет работали в колхозе за 500 граммов хлеба и трудодни, на которые давали по 200-500 граммов муки и по 6 копеек деньгами. В седьмом классе особенно запомнился Василий Силин, учитель математики. Он умудрялся за урок опросить по 15 человек и объяснить новый материал.

Все годы учебы я сдавал геометрию без подготовки, на "отлично". После школы - экзамены в педучилище. А потом попали мы с Василием Мариловцевым в Красноярский учетно-плановый техникум, и вот уже прошло 40 лет, как мы получили дипломы.

Директор техникума не любил ребят-немцев. Я учился на "отлично", вел себя примерно, и все же "зацепил" он меня в конце четвертого курса. Просто объявил выговор за то, что я проводил до крыльца общежития Вету Пустовалову. Согласно его приказу после 9 вечера никого чужого на территории не должно было быть, а я оказался чуть позже. И все же диплом с отличием я получил.

Вспоминаю ссыльного Василия Михайловича Баркова, бывшего доцента Киевского политехнического. Вел он у нас физику, химию, электротехнику (позднее директор перевел его в кузнецы). Когда меня с урока физики военный вызвал в спецкомендатуру, Василий Михайлович успокаивал. Из спецкомендатуры я вышел жив и здоров, но со слезами подписав расписку: "За побег - 20 лет". Потом ходил два раза в месяц отмечаться. Как и все, в 1952 году хотел вступить в комсомол, но в горкоме комсомола г.Енисейска сказали: "Мы таких не принимаем..." Паспорт дали в 1956 году, когда мне было уже 22 года.

А дальше на колесном "Спартаке", в каюте четвертого класса, за 80 рублей мы, семеро, плывем по Енисею вниз до Дудинки и Норильска. Было нам тогда по 20 лет. Со мной были Саша Александров, Тамара Розенбаум, Люся Кользина, Тоня Денисенко, Галя Седлак, Маша Мезенцева. С собой были деревянный чемодан, чашка, ложка, несколько книг, телогрейка и кирзовые сапоги.

Ночь исчезла, тайга перешла в тундру, когда, высадившись в Дудинке, мы шли по колено в грязи рядом с телегой до железнодорожного вокзала. А дальше - Норильск с дымящимися трубами заводов, современной архитектурой, сильными морозами и пургой. Работали мы на Севере с энтузиазмом.

Но мне хочется сказать об Енисейске, дорогом мне городе, который был бы самым красивым, если б не разрушили церкви при советской власти. Если б их не разрушили, души людей были бы спокойнее. Очень хочу, чтобы храмы были восстановлены. Этот город заслужил того. Здесь когда-то было много ссыльных. Не могу назвать среди них ни одного плохого. Это были умные, порядочные люди. Очень хочу расцвета Енисейска. Часто ездил туда, почти каждый год. Тоскую по нему сейчас. Вот и получается, что я тоже родом из Енисейска. Мира ему и добра.

В.ШНАЙДЕР г.Назарово
"Красноярский рабочий", 03.09.94


/Документы/Публикации 1990-е