Уроки истории
В этом веке стреляют столько и так часто, что, может быть, неуместно говорить о самых громких выстрелах или взрывах. И все же они были и есть. Несмотря на постоянный «революционный лай», их слышит вся планета. Речь идет о политических убийствах, совершаемых с неодинаковыми интервалами, которые фаталистам подсказывают: увы, пришла пора для очередного...
Взвешивая последствия самых шумных убийств XX века, приходишь к выводу, что выстрел временно не работающего 30-летнего Леонида Николаева в коридоре Смольного 1 декабря 1934 года равнозначен сараевскому взрыву 28 нюня 1914-го. Тот был сигналом к началу первой общемировой бойни, этот стал точкой отсчета кампании массового геноцида властей против своего же народа.
Почему я считаю первый день зимы 1934 года начальным в этой чудовищной истории расправ? А как же Соловки 1920-х, а концентрация за «колючкой» офицеров армии и священнослужителей, а процесс «промпартии» и «шахтинское дело», а организованный голод и высылка украинских крестьян в Сибирь, а узбекских - на Украину - и т.д. и т.п.
Все верно. Но, согласитесь, годы второй пятилетки и «съезда победителей» - это не время декрета «Социалистическое отечество в опасности». Одно дело, когда – «неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления», есть реальная угроза существованию новой власти (уже некоторые называют ее «бандитской», но она поддержана — не всюду, правда, — большинством). Другое дело, когда на дворе 17-й год Октября.
— Часть тех функции, которые выполняла раньше вся партия или весь класс, теперь переходит к власти, т.е. к некоторому только количеству людей... Партиец 1917 года вряд ли узнал бы себя...
Это, уже в 1928 году писал замечательный человек Христиан Раковский о нравственном банкротстве аппаратчиков во главе со Сталиным. И дальше:
— Я считаю, что существующая советская и партийная бюрократия будет в дальнейшем продолжать с таким же успехом культивировать вокруг себя двойник.
Провидец? Мудрому болгарину, одно время — предсовнаркома Украины, ученику Плеханова, было уже 55. Мартемьян Рютин, секретарь Краснопресненского райкома, был моложе, но думал так же, только еще острее, еще «опаснее».
— Позорно и постыдно для пролетарских революционеров дальше терпеть сталинское иго, его произвол и издевательство над парией и трудящимися массами.
В 1932-м Мартемьян Никитич впервые употребил слово «сталинщина». Сталин потребовал расстрелять автора манифеста. ОГПУ требованию вождя не подчинилось, подписав себе, таким образом, приговор.
О, Сталин был прекрасно осведомлен о настроениях в партии. Он мог не знать, что Иван Николаевич Смирнов в частных беседах называет его фашистом (бывший председатель Сибревкома, потом руководитель нашей военной промышленности — и т.д.). Мог не знать, что С.В.Мрачковский тому же Смирнову доверительно высказывал идею «ликвидировать» его, вождя. Но что больше трехсот делегатов партсъезда проголосовало против него, он же не мог не знать (удалось, правда, результаты подсчета скрыть). А за Кирова — практически единогласно.
Сталин должен был уйти. По крайней мере, отказаться от роли № 1 в стране. Но он уже столько натворил, что скрыть это вряд ли удалось бы. Зашататься — в окружения подонков — было опасно для жизни. Значит... Значит, надо опередить всех, начиная с…
10 июля 1934 года ОГПУ было реорганизовано в НКВД. Вместо Судебной коллегии введено Особое совещание (потом оно сократится до «двойки»: Берия и Вышинский). Теперь предстояло любыми методами покончить с теоретической возможностью террора против власти.
Участвовал ли Сталин в разработке сценария убийства Кирова? Не думаю. Скорее всего, мы и не узнаем этого никогда. Но раскручено дело было так, чтобы получить максимум выгод, — расправиться с тысячами и запугать миллионы. Статья 58, пункт 8 через 17 (террор) стала тем же, чем в средневековье было обвинение в контакте с дьяволом. Защищенным от нее не был никто.
Адский замысел начал воплощаться через считанные часы после выстрела в голову Кирова. (Какое страшное наказание за самоустранение от еще возможной роли лидера оппозиции, за безоглядную преданность, за нежелание брать на себя высочайшую ответственность... Или понимал, что его ждет при любом развитии событий?)
— Следственным властям вести дела о подготовке или совершении террористических актов ускоренным порядком...
— Судебным органам не задерживать исполнения приговоров о высшей мере...
— Органам Наркомвнудела — приводить в исполнение... немедленно.
— Следствие... заканчивать в срок не более 10 дней.
Думаете, подписал это Сталин? Подписал, конечно, но не в газетах. В газетах — постановление ЦИК Союза ССР. Председатель — М.Калинин. Секретарь — А.Енукидзе. Потребовал бы вождь заканчивать следствие за 10 часов — и это бы подписали. (До чего хочется думать, что разделение властей, полная независимость судебной — навсегда, что повторение пройденного невозможно).
На утро 2 декабря 1934 года был назначен пленум обкома и горкома с докладом Кирова по реализации решений пленума ЦК, который закончился 28 ноября. Пленум ОК состоялся только 15 декабря. Доклад сделал новый первый секретарь — Жданов. А на закрытом пленуме, вел второй секретарь Чулов, объявили: убийство организовала молодежная часть бывшей зиновьевской оппозиции (Колотынов, Румянцев, Шацкий и другие). А идейные вдохновители — Зиновьев, Каменев, Евдокимов, Бакаев и еще много...
Телохранителя Борисова убили еще 1 декабря. Четырнадцать человек — «подпольную группу», включая Николаева, успели расстрелять еще до Нового года. Зиновьева уговаривали взять на себя убийство (сменщика по Питеру), два года. Уговорили, пригрозив прикончить наследников; с 10 апреля 1935 года действовал «всенародный сталинский» закон об уголовной ответственности, вплоть до расстрела, всех граждан СССР с 12-летнего возраста.
А одним из первых пострадал в декабрьской ситуации 60 лет назад начальник Ленинградского управления НКВД. То, что Сталин его просто-напросто ударил по лицу, Ф.Д.Медведь еще бы вынес — утерся и принял как награду. Но его сняли, а позже и сослали на северо-восток. Для нас этот факт интересен тем, что Филипп Демьянович рассматривался как главная кандидатура на должность начальника Норильскстроя заметьте, за полгода до решающего заседания политбюро в марте 1935 года).
По некоторым данным, по кировскому делу (их называли в лагерях «кирятами») было выслано только из Ленинграда приблизительно сто тысяч, естественно, ни в чем не повинных людей. По более точным данным, впрочем, тоже требующим проверки, две с половиной тысячи питерцев прошли через Норильлаг. Среди них в Питере комсомольские работники города и области.
Игнат Пронин, 1904, секретарь организации фабрики «Скороход», яростный боец с зиновьевцами (1926), выпускник академии высшей торговли, член бюро ЦК комсомола, работник комиссии совконтроля. Арест в 1937 г., в Норильлаге до 1945 г. Потом руководитель группы сводного планирования в плановом отделе комбината и начальник планового отдела коксохима. Умер в Норильске в 1953-м.
Михаил Хосин, 1907. Заворг Мурманского губкома, секретарь укома в Тихвине, секретарь комитета Ижорского завода, зав. сельхозотделом обкома, секретарь райкома партии, инструктор обкома, завотделом Карело-Финского обкома. Арест в 1937 г. Диспетчер гужевого транспорта до 1946 г.
Александр Тамми, 1906. Секретарь Слуцкого волостного комитета, Череповецкого горкома, завотделом обкома, член бюро. С 1939-го — погрузчик угля, руды и породы (шахта, рудник 2/4), зам. главбуха торготдела, главбух коксохима и никелевого завода — до 1957 года.
Александр Панов, 1899. Организатор комсомола в Луге. Член исполкома Красного спортинтерна от СССР. Член Ленсовета. Выпускник военно-транспортной академии. Чемпион и рекордсмен страны по мотоспорту. В 1935 г. выслан в Омскую область. С 1939 года - в Норильлаге. После освобождения — технорук автобазы, начальник автоинспекции, секретарь горсовета «Динамо» ...Из справки (совершенно секретно): «За причастность к убийству Кирова был сослан, но своей контрреволюционной, троцкистской деятельности не прекратил. Находясь в заключении, продолжал вести антисоветскую агитацию среди заключенных. До ссылки и ареста много раз бывал за границей и после освобождения из лагеря продолжает восхвалять капиталистические порядки. Подлежит увольнению из системы комбината. 11 августа 1950 г.»
Павел Усанов, 1903. Секретарь райкома, губкома, райкомов партии (Кыштым, Челябинск), завсектором ЦК ВКП(б), директор Климовского машиностроительного завода, с 1939 г. в заключении: начальник судоподъемной экспедиции (Дудинка), отдела флота комбината, цеха металлоконструкций, механического завода (1957 г.).
В конце названным повезло — занимались нужным делом, некоторые привезли в Норильск семьи... По стране еще до 1937 года, считается, погибло не менее десяти миллионов.
Забегаю вперед, опережаю события, хотя именно в эти декабрьские дни будущий Норильлаг, а значит, и комбинат, был обеспечен (на долгие годы) рабочей силой и кадрами специалистов. Но пока, в декабре 1934-го. в последний раз перед Новым годом в Норильске тихо. Никого, кроме нескольких сторожей в геологическом поселке на Нулевом пикете. В Москве идет защита запасов руды. На Норилку, на ее долину, на горы опустилась последняя перед началом стройки полярная ночь.
Анатолий ЛЬВОВ
«Красноярский рабочий», 27.12.94