












Передо мной на столе - архивное дело, еще совсем недавно, буквально пару лет назад; оно значилось секретным, и я вряд ли смог бы получить его для ознакомления.
Впрочем, графа "секретно" на папке с документами нет, а лишь написано: "Филиппин Терентий Матвеевич, Большеулуйский сельсовет". Речь идет о том, как раскулачивали одну большую крестьянскую семью, проживавшую в конце 20-х -начале З0-х годов в деревне Новоникольск Большеулуйского района. На обратной стороне обложки синими чернилами кто-то вывел: "Арестован за контрреволюционную вредительскую деятельность".Действительно ли этот человек и члены его дети были враждебно настроены к Советской власти? Ответ на этот вопрос постараюсь найти в этой папке, давно принадлежащей истории.
Один из документов, находящихся в деле - характеристика на главу семьи. Вначале идет перечисление основных домочадцев:"...жена Христинья Семеновна, дочь -Анастазия Терентьевна,15 лет, сын - Егор Терентьевич, 13 лет, дочь - Прасковья Терентьевна, 7 лет, дочь - Евдокия Терентьевна 5 лет, сын-Иван Терентьевич,1 год, отец Матвей Тимофеевич, 7б лет. Семья ©стоят из 9 душ.
Таким образом, речь о многодетной семье. Так что же все-таки натворил ее глава? Цитирую характеристику дальше: "Индивидуально обложен в 1928-29.Г. г. Лояльности к мероприятия^ Советской власти ге проявил. Кроме того, хлебных излишек упорно но не сдавал /то хлеба нет/, но при распродаже имущества оказалось хлеба сверх облагаемой нормы и в достаточном количестве. На пропитание хлеб есть /не покупает/. Имел посев в 1928 г. -16 га , § 1929 г.-18 га. В РККА и в партизанах никто не служил.
Получается, что вся вина Терентия Матвеевича заключалась в том, что он оказался нелоялен к власти да не сдавал хлебных излишков государству. И оно в лице сельсовета отреагировало так: Филипкина лишить избиратель прав. Имущество было описано и распродано.
Любопытно, что же включили в имущественный багаж крестьянина? Оказывается, в перечень ваши даче такие вещи, как карманные часы, три верхних рубахи, раздвижной ключ, а также косы, серпы и ведерный саловар .Было у Терентия Матвеевича две лошади, .жеребенок, две дойные коровы, телка, 14 овец,25 ульев, особый криминал нашли в том, что хозяин эксплуатировал сельхозмашины и шерстобитку. Короче говоря, отвечал всем признакам кулака.
В. Усков.
КП № 26 1994
Архив Ачинского «Мемориала». Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова»