Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Их называли бандитами


К концу января 1920 года Красная Армия совместно с партизанской армией А.Д. Кравченко - П.Е. Щетинкина завершила освобождение Енисейской губернии от белогвардейцев. Но отголоски еще долго напоминали о гражданской войне. Возникали даже белогвардейские партизанские отряды, которые выступали под девизом "За веру, царя и Отечество".

Так, сформированный ротмистром Э.Г. Фрейсбергом добровольческий партизанский отряд численностью до 80 человек и переименованный в июле 1918 года в Ачинский эскадрон, уйдя в тайгу, отбил у большевиков много лошадей и стал конным. Белогвардейские партизаны дошли с боями до Байкала и завершили свой поход только в 1922 году в Приамурье.

Много писалось о борьбе против Советов отряда Соловьёва, Базаркина, Зеледева. Их называли бандитами. Это же слово применялось и к восставшим в 1920 году а с. Сереж Ачинского уезда.

Об этом восстании против большевиков много замалчивалось, хотя в Ачинском городском архиве есть немало документов по этому восстанию. Правда, многие из них с грифом "секретно", поэтому доступ к ним был умышленно ограничен. А ведь это было одно из крупнейших выступлений крестьян, а не белогвардейцев, в Енисейской губернии в советский период, когда практически все население этой волости, включающей четыре сельсовета (Ерлыковский, Плотбищенский, Добринский и Сережский) восстало против экономической политики большевиков.

В этом году исполняется 75 лет со времени Сережского восстания, и ачинцам наверняка будет интересно узнать хотя бы некоторые факты нашей истории.

Придя вновь к власти, большевики начали повальную продовольственную разверстку, то есть стали у крестьян, которые жили большими семьями (по 7- 9 человек) за счет сельскохозяйственного производства, отбирать зерно, мясо, сало и другие продукты, причем подчистую. Терпение у многих крестьян кончилось, хотя в большинстве своем они в колчаковский период выступали за власть Советов.

Так, 2 ноября 1920 года в с. Сереж Ачинского уезда и его окрестностях вспыхнуло восстание под лозунгом "Долой разверстку!". Возглавили это восстание крестьянин-кооператор Андрей Трифонович Милиции, бывший крестьянин, унтер-офицер Александр Дубский и крестьянин Селезнев - все жители с. Сереж. Кстати, Александр Дубский даже входил в сережскую ячейку РКП (б), но, видя грабительский характер политики большевиков, выступил против них.

31 октября было решено действовать. Помощь оказали мобилизованные Сережской волости, которых большевики вызвали в Ачинск на военную службу. Они ушли из Ачинска и остановились вблизи с. Сереж в "Ельнике". Оружием им помог Филипп Кутин, который служил в городе в одной из частей Красной Армии. Он доставил восставшим два воза винтовок с патронами. И все же боевого оружия хватило только небольшой части восставших. Основная масса их "вооружалась" палками, вилами, кольями.

Коммунисты, зная недовольство населения, предчувствуя назревающие события, арестовали нескольких зажиточных крестьян, потребовали от остальных срочно сдать по продовольственной разверстке весь хлеб. Для устрашения недовольных коммунисты действовали совместно с милицией. Вдобавок на заимке был убит неизвестно кем местный большевик Горский. Коммунисты обвинили в этом Александра Дубского и тоже арестовали его. Все это подтолкнуло сережских крестьян на восстание.

Они срочно создают штаб восстания. Командиром выбирается Андрей Милиции, начальником штаба - Василий Коробейников, командиром роты - Александр Селезнев. Часть штаба срочно выезжает в "Ельник" к мобилизованным.

В ночь на 2 ноября 1920 года из "Ельника" выступает вооруженный отряд, и после небольшой перестрелки в 6 часов 45 минут с. Сереж было взято восставшими. Во время перестрелки было убито пять членов РКП (б) и несколько беспартийных товарищей. Погибли: секретарь партячейки Дмитрий Юдович, члены партии милиционер Евсей Козинный, Леонид Лопатин, Иван Шевченко, беспартийный рабочий Яков Воровченко и другие. Об этом говорит секретная записка, направленная председателю Уисполкома 7 декабря 1920 года, N 2406, из с. Сереж, подписанная товарищем председателя Бекетовым (Ачинский архив, фонд 16, дело 48).

Ожидая мести большевиков, Александр Дубский и Андрей Милиции стали готовить крестьян к обороне. Сформировали кавалерию и пехоту, разделив мужчин, способных обращаться с оружием, на роты, а роты - на взводы, выделив разведку, которую послали в соседние села с сообщениями о событиях в с. Сереж. Население трех сельских советов - Ерлыковского, Плотбищенского, Добринского - поддержало их. Часть прибывших крестьян рыла окопы, несла охранительную службу. Зажиточные крестьяне налаживали снабжение, питание восставших, а также вели ковку лошадей в кузнице, исправляли оружие, набивали патроны. Почти все население Сережа участвовало в работе.

Коммунисты и совдеповцы Ачинска, получив сообщение о восстании, организовали отряд для его подавления, но на подступах к селу потерпели поражение, отступили, нося потери. Тогда были вызваны регулярные отряды Красной Армии, которые при поддержка артиллерии подавили сопротивление плохо вооруженных крестьян. Часть сережцев отступила в тайгу, но там они были разъединены и в основном взяты в плен.

Так, 5 ноября 1920 года трагически закончилось это восстание. О размерах его говорят некоторые цифры, приведенные в приговоре по этому делу. Судебное заседание длилось 5 дней, с 4-го по 8-е декабря этого же года. Революционный военный трибунал Вссточной Сибири под председательством Падучева и членов трибунала Мальцева и Макека рассмотрел дело в 6 томах о гражданах Ачинского уезда в числе 190 человек.

Обвиняемые были разбиты на три основные группы.

Стоявшие во главе восстания, принимавшие в нем активное участие, агитировавшие против разверстки; кулаки, имевшие оружие дезертиры, покинувшие ряды Красной Армии и примкнувшие к восставшим.

Таких в приговоре названо 75. К ним была применена высшая мера наказания - расстрел с конфискацией имущества местным Советом. Все они поименно перечислены в приговоре, копия которого хранится в Ачинском городском архиве (фонд 16, дело 96).

Граждане Сережской волости из бедняков и ссредняков, участвовавшие в восстании с оружием, не стоявшие во главе отрядов, а также зажиточных граждан, участвовавших без оружия. Таких было привлечено в с уду 45 человек. Все они были приговорены к 20 годам принудительных общественных работ под конвоем с конфискацией имущества местным исполкомом (список на них дан там же).

Бедняки и середняки, участвовавшие в восстании без оружия. Таких было осуждено 54 человека и все они были приговорены к 10 годам принудительных работ под конвоем с конфискацией имущества местным исполкомом. Раскаялись на суде только 7 граждан - им был объявлен выговор.

Такую цену заплатили крестьяне Сережской волости за попытку неподчинения диктату большевиков. Приговор был окончательный и обжалованию не подлежал.

А сколько было причинено горя семьям восставших: началась повальная конфискация имущества. В Ачинском городском архиве сохранились акты этой конфискации. Так. в с. Сереж, деревне Доброй и деревне Ерлыково было конфисковано 78 лошадей, 29 жеребят, 60 коров, 23 негели, 57 овец, 9 ягнят, 17 поросят. Другого различного имущества (саней, хомутов, телег и т. д.) - 851 шт.

Это не считая конфискации пшеницы, овса, ржи, мяса, сала и других продуктов.

Конфисковывались даже рубашки, кальсоны, одеяла, сапоги, брюки и другая одежда.

Многодетные семьи осужденных остались к весне 1921 года не только без лошадей и плугов, но и без самого необходимого.

Как показывают многочисленные заявления и жалобы, эта акция часто проводилась с нарушениями, конфискованное имущество зачастую присваивалось теми, кто их проводил. В местном архиве сохранились документы, подтверждающие вышесказанное. Так, в деле N 96 (фонд 16) есть заявление в Сережский волисполком гражданки Вахониной от 25.У. 1921 г., где она говорит, что её муж, Матвей Вахонин, был убит на заимке неизвестно кем, но комиссия конфисковала не только его. но и ее часть имущества, оставив малолетних детей ни с чем. И она просит в заявлении вернуть из конфискованного хотя бы двух лошадей с упряжью, чтобы вспахать землю.

Большинство осужденных к принудительным работам не вернулось к своим семьям. Возвратились немногие, и то после истечения сроков наказания.

Правда, некоторым посчастливилось вернуться уже в 1921 году. Об этом свидетельствует удостоверение от 4 июля 1921 года N 2970: "Предъявители сего, оправданные по суду граждане Сережской волости Ачинского уезда Сергей Рак, Иван Клагин, Осип Бриц, Тимофей Яковлев, Агап Вычужанин, Максим Злодеев и освобожденные от наказания в ознаменование 3-й годовщины Великой Октябрьской Революции и международного пролетарского праздника 1 Мая 1921 года граждане той же волости и уезда Семен Логинов, Филипп Логинов, Фотий Жежель, Дмитрий Горбов, Яков Староватое, Кошелевич, Ювеналий Дубский, Максим Дубский, Степан Волков, Иван Вешинский, Арефий Милиции, Назар Дмитриев, действительно следуют к месту постоянного жительства Сережской волости Ачинского уезда, что подписями и приложением печати удостоверяется. Настоящее удостоверение действительно по 20 июня 1921 г. .

Далее следуют две неразборчивые подписи председателя ВРиД и секретаря.
(Ачинский архив, фонд 16, дело 48).

Таковы некоторые факты, о которых рассказали сохранившиеся документы о Сережском восстании. В приговоре оно было названо эсеро-кулацким восстанием бандитов.

Ачинский краеведческий музей ждет воспоминаний о Сережском восстании, фотографий участников этих событий, документов, личных вещай. Надеемся, что найдутся люди, которые вспомнят об этом восстании крестьян в канун его 75-летия.

А. ТИХОНОВ, научный сотрудник краеведческого музея

 

Ачинская газета 21.05.1995

Архив Ачинского «Мемориала». Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова»


/Документы/Публикации/1990-е