












Семен Михайлович Агрызков... Это имя знали многие в районе, но мало кто знал его биографию, а она у него была очень трудная и поучительная для нас.
Родился в 1915 году на Кубани в семье кубанского казака. Отец погиб в гражданскую войну. В семье было пятеро детей, Семен поступил и окончил Миллеровский техникум на Кубани, агрономическое отделение. Начав работать, он увидел, как шли аресты специалистов сельскохозяйственного производства: то придут заберут главного инженера, то механика, то еще кого-нибудь.
А тут не обошла беда и их семью. Брат Тимофей, работавший управляющим в одном из совхозов, был арестован за «вредительство», которое заключалось в том, что телята весеннего рождения нализались шерсти и у них произошла закупорка, и, соответственно, падеж на этой почве. Страх обуял Семена, и он решает порвать с сельскохозяйственной специальностью. Это решение усилилось с арестом директора совхоза. И он уходит работать в Дашково-Воронцова учителем зоологии и естествознания. Окончил учительские курсы. Все шло хорошо, вроде бы, стало спокойно, да и работа нравилась.
Однажды в школу приехал инспектор районо и к концу педсовета, на котором он присутствовал, обратился к педагогическому коллективу с вопросом: «А знаете, товарищи, кто присутствует среди вас? Среди вас находится брат врага народа». У Семена перед глазами все поплыло, и показалось, что и стул из-под него исчез... С этого времени для него наступили дни кошмара: идет ли по улице, находится ли в школе - везде слышны голоса или громко сказанные, или шепотом: «У него брат - враг народа». А некоторые ученики или родители неуспевающих чад с такой ехидной улыбочкой спрашивали: «А где находится ваш брат?», давая понять, что нас, мол, так просто не возьмешь.
Что делать? Кругом произвол и вседозволенность одних и безысходная покорность других. И Семен решается. В школу пришел приказ направить учителя на работу в Алтайский край для усиления учительских кадров Алтайского края. Выбор пал на одного учителя, у которого были крайне натянутые отношения с директором школы. Он ехать не хочет, у него большая семья, малые дети. Семен предлагает ему: «Знаешь, Иван Васильевич, давай я поеду за тебя на Алтай, я холост, одинок».
Организовали прошение, которое было удовлетворено, и Семен начал работу учителем в Завьяловской средней школе Алтайского края с 28-го августа 1940 года. Одновременно он продолжил учебу в Томском пединституте, который окончил в день объявления войны. Ну а после окончания института - призыв в ряды Красной Армии. И начались, как и у всех советских людей того времени, тяжелейшие военные будни.
Второй Прибалтийский фронт - ранение, Калининский фронт - тяжелейшие бои и ранение, после госпиталя снова Второй Прибалтийский фронт - и снова ранение. После госпиталя - Томское артиллерийское училище, по окончании которого уже бои на Дальнем Востоке, где участвовал в освобождении территории Северного Китая от японских милитаристских захватчиков.
После окончания войны Семен Михайлович начал работать в Рыбинском сельскохозяйственном техникуме, где и проработал 28 лет вплоть до ухода на пенсию.
Грудь ветерана украшали ордена и медали, говорящие о его героическом боевом пути. Как хотелось Семену Михайловичу дожить до юбилея Победы, праздника, в достижение которого был вложен и его труд, политый кровью на дорогах войны Великой России. Но он немного не дожил до этого знаменательного праздника.
И пусть эта небольшая статья будет данью памяти этому замечательному человеку, так любившему жизнь, и напоминанием людям о черных днях репрессий, постоянно, как тень, следовавших за людьми и ломавших человеческие судьбы, делая их «врагами» народа.
Г.Чуприков, с.Рыбинское
«Голос времени», № 62, 25.05.1995 г.