У Покровских ворот в выходной день стали собираться горожане. К собору подъехала машина с надписью «Братья — в Литву». На ней установлены урны. Священник перекрестил их.
Оказывается, здесь состоялись проводы в Каунас праха литовцев, депортированных в Сибирь в годы сталинских репрессий. Тут же состоялся траурный митинг, на котором выступили красноярцы, правда, священнослужители заметили: политика здесь не нужна. И митинг оборвался.
— Останки наших земляков мы брали из мест захоронений на территории Иркутской области и Красноярского края, — сказал руководитель пятой литовской поисковой экспедиции, член «Саюдиса» Робертас Грамаляускас. — Правда, не все могилы сохранились до нашего времени — целые кладбища оказались под водой Братского водохранилища. Некоторым родственникам пришлось просто взять с собой по горсточке земли.
В состав этой экспедиции входило 120 чел., причем две трети из них составили депортированные, которые после реабилитации вернулись домой. Были также внуки и даже правнуки погибших.
Захоронения литовцев состоятся у поселка Цинкишкес, близ Каунаса. Там сейчас создается мемориал, в центре которого строится новая церковь. На кладбище установят плиты с именами репрессированных, которых, по грубым подсчетам, около трехсот тысяч человек.
Красноярский рабочий август 1995