История без вырванных страниц
На основании, соответствующих документов в архиве Норильской городской администрации рассекречено более 100 дел. Папка с делом № 7 содержит переписку с НКВД СССР и «Союзникельоловопроектом» по проектированию комбината. Год 1938 (август-октябрь). Напомним, что в апреле к исполнению обязанностей начальника «Норильскстроя» приступил А.П.Завенягин
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
СОЮЗА ССР
ГЕНЕРАЛЬНОМУ КОМИССАРУ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
тов. ЕЖОВУ
Рассмотрев план строительства Норильского комбината во второй половине 1938 года и первой половине 1939 года под углом зрения выполнения постановления правительства о пуске первой очереди (на 5 тысяч тонн никеля) в 1940 году и на полную мощность в 1941 году, считаю необходимым принять нижеследующее:
1. План капработ второго полугодия 1938 года установить в размере 40 млн. рублей, план 1939 года — 120 млн. рублей...
2. Количество рабочей силы на период до 1 июля 1939 года увеличить с 11 тысяч до 13,5 тысячи человек.
3. Для выполнения работ первого полугодия 1939 года в текущую навигацию завезти немедленно следующие материалы:
а) цемента — 10 тысяч тонн;
б) сортового железа — 4 тысячи тонн;
в) леса круглого — 40 тыс. кубометров;
...ж) автомобилей — 51 шт.;
з) тракторов — 19 шт...
4. Для обеспечения этого завоза просить Экономсовет при СНК Союза ССР об отпуске указанных материалов и оборудования и о даче распоряжения о немедленной отгрузке их специальными маршрутами в Красноярск...
7. Тяжелое оборудование комбината (дробилки, экскаваторы, котлы, турбины, электровозы, вагоны) должны быть завезены в навигацию 1939 года. Турбины, котлы и транспортное оборудование могут быть изготовлены к этому сроку на наших заводах. Что касается дробилок и экскаваторов, то Наркоммаш не обеспечит поставку этого оборудования до навигации 1939 года. Щековые дробилки необходимой для Норильска производительности, а также короткоконусные дробилки Саймонса и 4,6-кубометровые экскаваторы на наших заводах до настоящего времени не изготовлялись. Таким образом, дробилки и экскаваторы попадут в Норильск только в 1940 году. Это означает отсрочку пуска первой очереди комбината на целый год, до 1941 года.
Ввиду этого дробилки и экскаваторы необходимо импортировать. По справке Наркомвнешторга 4 дробилки, 4 экскаватора и 1 платформа для перевозки экскаваторов стоят 600 тысяч долларов (3,18 миллиона рублей).
8. Принять предложение Норильского комбината о постройке рафинировочного завода для разделения файнштейна на никель и медь в самом Норильске.
В настоящее время установлено, что в значительной части норильский уголь хорошо коксуется и необходимый кокс будет получен на месте.
Добыча угля на месте позволит обеспечить рафинировочный завод дешевой электроэнергией.
Кроме того, рафинировочный завод позволит начать плавку богатых руд, имеющихся в Норильске, значительно раньше получить никель и медь.
Черновая медь с большим содержанием платины и палладия (4 кг на 1 тонну меди) может быть получена уже в первой половине 1939 года.
9. В проекте, который разрабатывается в настоящее время «Союзникельоловопроектом», добыча руды запроектирована только подземным способом. Между тем несколько десятков миллионов тонн руды, находящейся частично на поверхности, а частично покрытой относительно небольшим слоем пустой породы, можно будет добыть открытыми работами. Открытые работы гораздо дешевле подземных работ, требуют меньше рабочей силы и также должны быть приняты в проекте.
Транспорт руды в проекте предусматривается узкоколейной железной дорогой, которая не справится с перевозкой 3-4 миллионов тонн руды и угля; себестоимость перевозок по узкоколейной железной дороге значительно выше, чем по ширококолейной дороге. Ширококолейная дорога будет работать неизмеримо надежнее и спокойнее. Необходимо горный транспорт принять ширококолейным.
На фабрике крупного дробления следует установить шоковые дробилки, а не конусные, т.к. с открытых работ будет выдаваться руда в более крупных кусках…
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАРОДНОГО
КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ СОЮЗА СССР
СТАРШИЙ МАЙОР
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
(ЖУКОВСКИЙ)
В СОВЕТ НАРОДНЫХ
КОМИССАРОВ
СОЮЗА ССР
Тов. МОЛОТОВУ В.М.
О строительстве Норильского никелевого комбината.
Норильский никелевый комбинат строится на мощность в 10 тысяч тонн никеля и 17 тысяч тонн меди в файнштейне (полуфабрикат, содержащий 30% никеля, 50% меди и 20% серы).
Переработка файнштейна на готовые никель и медь с выделением из них благородных металлов предусматривалась в Красноярске, где для этой цели должен быть построен рафинировочный завод.
Главным мотивом к выносу рафинировочного завода из Норильска в Красноярск была необходимость завоза в Норильск кокса, нужного рафинировочному заводу. Теперь в Норильске найдены большие запасы коксующихся углей и получен в промышленном масштабе хороший кокс.
Второе возражение сводилось к необходимости завоза в Норильск из Карабугаза 7-10 тысяч тонн бисульфата. Однако готовые никель и медь настолько же легче файнштейна, и расходы по завозу сульфата компенсируются экономией на вывозе готовой продукции.
Постройка рафинировочного завода в Норильске имеет еще следующие преимущества:
а) возможность получения дешевой электроэнергии на местном угле;
б) законченность технологического цикла и большие возможности обеспечить надлежащее качество готовых никеля и меди;
в) меньшие накладные расходы при соединении основного завода в одно предприятие, нежели при двух самостоятельных заводах (в случае постройки рафинировочного завода в Красноярске);
г) наличие строительной организации в Норильске и отсутствие ее в Красноярске.
Кроме того, постройка рафинировочного завода в Норильске позволит начать плавку богатых руд на год раньше.
Прошу утвердить строительство рафинировочного завода в Норильске. Для обеспечения пуска первой очереди никелевого комбината в установленный срок — в 1940 году необходимо форсировать строительные работы на площадке в текущем году и ввиду краткости навигации по Енисею в месячный срок забросить в Норильск необходимое количество материалов для увеличенного .объема работ в первое полугодие 1939 года...
НАРОДНЫЙ КОМИССАР
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОМИССАР
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
(Н.ЕЖОВ)
Публикацию подготовил
Анатолий Львов
«Красноярский рабочий», 05.08.95