Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Ждали их ловушки и расстрелы


Правда и ложь и Гадаловском золоте

Вот уже несколько десятилетий распространяются слухи, что известные в прошлом красноярские купцы и меценаты Гадаловы обладали несметными золотыми богатствами и тайно их сбывали. Насколько все это правдоподобно, рассказывает постоянный автор нашей газеты историк Леонид Васильевич КИСЕЛЕВ, который много лет занимается изучением родословной Гадаловых и знает обо всех их делах не понаслышке, а по имеющимся документам.

Прежде чем печатать рассказ о том, какое у Гадаловых было золото — законное или "теневое", необходимо ответить на вопрос, который вправе задать мне читатели газеты: а на чем основаны мои суждения о гадаловском золоте? Дело в том, что я давно занимаюсь изучением жизни и деятельности деловых людей, общественных деятелей и меценатов Красноярска и Енисейской губернии и накопил обширный материал. Поиском и систематизацией материалов о Гадаловых занялся не случайно. Это семейство внесло крупный вклад в развитие Красноярска, Енисейской губернии и Сибири.

Гадаловский фонд, которым я сейчас располагаю, большой. Картотека насчитывает более 90 имен их рода, начиная со второй половины XVIII века и кончая сегодняшним днем. В фонде много уникальных фотографий представителей именитой династии. По материалам, полученным из архивов и библиотек России, составлен специальный реестр золотопромышленных документов, имеющих отношение к Гадаловым. Одним словом, достаточно сведений, чтобы рассказать правду и развеять наконец ложь о гадаловском золоте.

Недавно в Красноярске опять пустили "утку", будто бы Гадаловы еще в 1864 году были объединены в собственную золотопромышленную компанию, имели на Енисее золотой прииск и даже для двора его императорского величества отливали и чеканили пудовые золотые бруски. Замечу, что путать отливку золота с чеканкой совсем негоже. Не числились Гадаловы. в эти годы и в списках енисейских золотопромышленников, о чем свидетельствуют сохранившиеся реестры приисков.

Проявлять свой интерес к золоту Гадаловы начали через торговлю. В красноярском краевом архиве удалось найти документ, из которого явствует, что в 1846—1851 годах крестьянин Гадалов торговал золотыми и серебряными изделиями, имея специальное разрешение — торговое свидетельство III разряда. 11 декабря 1886 года купец I гильдии, потомственный почетный гражданин Н.Г.Гадалов обратился с прошением к государю императору Александру III о выдаче ему свидетельства на право обширной торговли золотыми изделиями. Такое разрешение давало и право открытия в магазинах ювелирных отделов, что Гадаловы и сделали.

С 1870-х годов Гадаловы начали заниматься торговым извозом продовольствия и товаров на канские и енисейские прииски. А в начале 1900-х годов вели бойкую торговлю по векселям и на удерейских приисках. Торговля золотыми изделиями и связь с приисками подталкивали купцов к тому, чтобы заняться и золотым промыслом. Гадаловы дважды, в 1885 и 1896 годах, оформляли заявки и предпринимали попытки поиска желтого металла по речкам Малая Зырянка и Есауловка. Однако развернуть промышленную добычу золота они так и не смогли. Причин для этого было много, но одна из главных — они не имели опыта в таком рискованном деле, каким являлся в то время золотой промысел.

В 1898 году в Красноярске учреждается золотопромышленное акционерное общество "Драга", и представитель гадаловской семьи Н.Н.Гадалов становится его пайщиком. Но вскоре выходит из него и открывает собственное золотопромышленное дело. В 1903 году он берет в аренду прииск Александровский на Центральном Удерее у красноярского мещанина Н.Ф.Яковлева, устанавливает там новозеландскую золотопромывальную фабрику—драгу и учреждает "Александровскую золотопромышленную компанию". 16 лет он будет ее бессменным директором. В летний сезон 1904 года компания добывает первые 32 килограмма 651 грамм удерейского золота на сумму 37.780 рублей. С этого времени и ведет свой отсчет законно добытое золото, к которому Гадаловы имели отношение уже как промышленники. В 1914 году гадаловская компания была преобразована в Александровское золотопромышленное акционерное общество. Просуществовало оно по январь 1920 года.

За последние годы в архивах и библиотеках удалось найти новые сведения о гадаловском приисковом хозяйстве, что позволяет по-новому взглянуть на его развитие.

Чтобы золотой промысел приносил доходы, надо было много работать, чем и занимался Н.Н.Гадалов, постоянно укрупняя свое приисковое хозяйство. В 1903 году, когда он взялся за добычу золота, хозяйство было совсем маленьким — один прииск, одна драга, чуть более 30 рабочих, десяток лошадей и один поселок. В 1919 году, несмотря на трудности гражданской войны, гадаловское приисковое хозяйство уже объединяло 15 приисков, 2 драги, буровую установку, 2 мехмастерские, 5 поселков, 50 лошадей, 1.352 рабочих и служащих, несколько приисковых магазинов, мельницу, телефонную станцию, больницу, школу.

О заметном развитии приискового хозяйства говорит и стоимость его имущества и оборудования. В 1904 году она не превышала 80 тысяч рублей, а в 1919 году достигла уже 4 миллионов 482 тысяч рублей. В 1917-1920 годы гадаловское приисковое хозяйство стало ядром большого золотопромышленного района на Удерее. Н.Н.Гадаловым был разработан проект его коренного переустройства, но осуществить его помешали революция и гражданская война.

С 1904 по 1919 год гадаловской компанией было добыто 1.086 килограммов 200 граммов зарегистрированного золота на сумму один миллион 626 тысяч рублей. Из этой суммы расходы составили: 70 процентов на оплату труда рабочих и служащих, 22 процента на выплату за аренду приисков, пошлины казне, погашение кредитных и страховых сумм, отчисления в запасной и вспомогательный капитал, на благотворительные цели и 8 процентов на выплату дивидендов акционерам.

Гадаловское золото не давало покоя многим. Еще в 1899 году из магазинов Гадаловых было похищено ювелирное золото на сумму 34 тысячи рублей. В то время на эти деньги можно было купить более 1.100 тонн муки. Во время гражданской войны, в 1918 году, банда ограбила кассу гадаловского прииска, похитив около 42 килограммов золота. Дирекции АО пришлось создать вооруженную службу особого назначения, которой удалось вернуть компании похищенный драгоценный металл.

Еще живуче ложное представление, что золотопромышленники и сам Н.Н.Гадалов хранили много золота в банке и бесконтрольно им распоряжались. По уставу АО добытое золото принадлежало не какому-то одному лицу, а акционерам и распределялось между ними пропорционально числу акций, на которые они получали дивиденды. Количество добытого золота учитывалось золотосплавочной лабораторией и контролировалось государственным банком. А если возникала необходимость иметь резервное золото, то по решению акционеров оно сдавалось на хранение в банк.

По законам того времени в России было свободное обращение золота, и хранить его в банке мог любой человек, если оно имелось у него. Н.Н.Гадалов своего золота не имел. А вот Александровское золотопромышленное АО, директором которого он являлся, хранило в государственном банке 114 килограммов золота на 141 тысячу рублей. Накануне революции началась сильная инфляция и, чтобы не обесценился резервный капитал, АО положило золото в банк, уплачивая за его хранение соответствующий налог. И когда жизни приискателей стала угрожать смертельная опасность, золото это сыграло свою спасительную роль. В середине 1918 года, как сообщала газета "Голос момента", совдеповцы, сбегая с удерейских приисков, прихватили с собой все золото, какое имелось в приисковых кассах, оставив людей один на один с голодом. И тогда Н.Н.Гадалов как человек, всю жизнь занимавшийся благотворительностью, спасает удерейских приискателей от неминуемой голодной смерти. Он убедил акционеров отдать резервное натуральное золото, хранившееся в банке, в обмен на 1.000 пудов муки.

В 1915 году Н.Н.Гадалов совместно с горным инженером Н.И.Савельевым, объединив свои капиталы, учреждает Азиатское золотопромышленное акционерное общество. Имея к этому времени огромный опыт организации золотой промышленности, они так быстро развернули добычу золота в Минусинском округе, что уже в первый сезон получили ощутимый доход. Н.Н.Гадалов и в этот раз остался верен своим принципам. Деньги, заработанные на добыче золота, были направлены на освоение глухих мест, развитие торговли и прокладку дорог в округе.

Однажды пришлось услышать и такую "сказку". Якобы в начале лета 1918 года двоюродный брат Н.Н.Гадалова Петр Иванович Гадалов вывозил из своего дома (проспект Мира, 31) на тройке вороных по подземному тоннелю на пристань Енисея золото, чтобы переправить его за границу. Воспринимается сие как злая шутка, не больше, ибо П.И.Гадалов никогда золотодобычей не занимался и к этому времени уже умер. Да и подземного тоннеля не существовало. А вот факт такого вывоза золота действительно имел место в истории нашего города.

Случилось это 18 июня 1918 года, когда большевики, сбегая из Красноярска, похитили в государственном банке 573 килограмма золота и 32 миллиона 600 тысяч рублей. И расстреляли их не за то, что они возглавляли советскую власть в городе, а, за ограбление государственного банка и хищение губернского золотого запаса.

В годы революции и после гражданской войны большевики всячески уничтожали золотопромышленное дело Н.Н.Гадалова. 7 марта 1918 года комиссар Енгубисполкома Печерский со товарищи нагрянули в дирекцию Александровского АО и учинили обыск. Искали золото, а нашли одни документы, но и их без всякой на то надобности, для устрашения, изъяли. Это подтолкнуло местных большевиков к действию, и они совершили самозахват гадаловского приискового хозяйства на Удерее. В 1920 году большевики одним разом уничтожили то, что Н.Н.Гадалов создавал с большим трудом долгие годы — золотопромышленные АО “Александровское” и "Азиатское".

В 1922 году советское правительство для ликвидации обвального экономического кризиса, возникшего вследствие развязанной им гражданской войны, тайно поручает гэпэушникам развернуть изъятие золота у населения. Отбирали личные изделия из золота, разные драгоценности. Для достижения результатов своей работы ГПУ вовсю фальсифицировало доносы. Попали в "золотую" мясорубку" и Гадаловы.

Врач М.П.Прейс, проживавший в доме купца Дектярева по улице Благовещенской, по заданию Красноярского ОГПУ настрочил на Н.Н.Гадалова донос, в котором фальсифицировал покупку золота у него. В доме Н.Н.Гадалова (проспект Мира, 33) гэпэушники произвели обыск, но кроме его собственных золотых часов ничего не нашли. Часы пришлось вернуть хозяину обратно. Неудавшуюся попытку красноярского ОГПУ берется исправить Сибирское ОГПУ.

В 1924 году Н.Н.Гадалова арестовывают, объявляют "иностранным шпионом" по "золотому делу" и угрожают расстрелом. Но гэпэушникам уничтожить Н.Н.Гадалова не удалось, он был слишком крупной фигурой в российском деловом мире, его совестью, а они еще не были столь решительны. "Золотая " фальсификация ОГПУ не прошла, и суд оправдал его. Для гэпэушников это был полный провал, и они потом даже мертвому Н.Н.Гадалову мстили, упрятав в тюрьму его супругу, дочь и сына.

Проиграв "золотое дело'" с Н. Н. Гадаловым, они изобретают новое, куда втягивают семью умершего П.И.Гадалова. И действуют изощренно. ОГПУ, вспомнив, что он, будучи еще живым, отказался выплатить совдепу контрибуцию в 150 тысяч рублей, в 1930 году путем шантажа пытается завербовать в свои агенты его сына Ивана Петровича. Но когда из этого ничего не вышло, гэпэушники приготовили для Гадалова "золотую ловушку". В январе 1932 года они ворвались с обыском в квартиру его матери Веры Николаевны и изъяли предметы, принадлежавшие ей и ее дочери: золотые монеты, часы, обручальные кольца. При обыске квартир гэпэушники часто золото подбрасывали, как это сделали в доме купцов Севастьяновых. Чтобы совсем сломить Гадаловых, они подбросили и им два слитка золота весом 5.611 граммов. О грязном этом деле хорошо свидетельствует неумело оформленный ими протокол обыска. Они так и не рискнули дать ход ярко сфальсифицированному делу, и вместе с Гадаловыми его переправили в Москву. Осенью 1932 года вся семья П.И.Гадалова оказалась в ГУЛАГе. НКВД, ставший преемником ОГПУ, не простил Гадаловым провала и второго "золотого дела" и жестоко расправился с ними. В разгар сталинских репрессий двоих из них - Ивана Петровича и Олега Ивановича Гадаловых, отца и сына, НКВД расстрелял. Такова вкратце правда о гадаловском золоте.

Леонид КИСЕЛЕВ
“Красноярский рабочий”, 09.09.95


/Документы/Публикации 1990-е