Из сводного отчёта экспедиции Красноярского культурно-исторического и музейного комплекса по западному крылу КАТЭКа
В ЯНВАРЕ-МАРТЕ 1994 года научными сотрудниками научно-исследовательского центра Красноярского культурно-исторического и музейного комплекса были разработаны программы исследования духовной, национальной, производственной, политической культур и социокультурному мониторингу. Они составлялись с целью изучения феномена сибирской культуры в единстве прошлого и настоящего, прогнозирования, проектирования и формирования культуры будущего, приращения знаний о культуре как целостности, ее различных пластов, срезов, планов и проявлений.
В качестве объекта комплексного изучения был выбран Шарыповский регион, входящий в зону лесостепного трансевразийского пояса (Центрально-Красноярский район) и имеющий выгодное географическое положение для изучения по всем направлениям программ НИЦ ККИиМКа.
В регионе работала экспедиция сотрудников НИЦ ККИиМК. Она действовала согласно программам по договорам с администрацией г. Шарыпово и Институтом истории материальной культуры Российской Академии наук (г. Санкт-Петербург). Совместно с нашей экспедицией работала археологическая экспедиция ИИМК РАН (рук. А. Субботин, С. Красниенко).
Среди вышеперечисленных программ наиболее значительной (получившей федеральную поддержку) явилась программа "Духовная культура". Цель программы - комплексное изучение Красноярского края как целостности в пространственно-хронологическом, историко-культурном аспектах. Основной задачей является отслеживание явлений и процессов культуры в прошлом и настоящем.
Изучением духовной культуры прошлого занимались зав. НИЦ ККИиМК Л.Новых совместно с археологами из Санкт-Петербурга. Комплексно исследовались древняя история региона методами междисциплинарного перекрестного анализа и синтеза уже известных объектов и фактов с учетом новых материалов и сведений, выявленных в процессе работ. Предварительно экспедицией изучалась литература по археологии и этнографии Шарыповского района, определены направления поиска, объекты и места исследований. Основными задачами были посещение археологических памятников, поиск новых объектов, посещение и осмотр древних наскальных рисунков.
Кроме посещения и осмотра объектов практиковался опрос населения по интересующим темам, сбор экспонатов для музея, фото -, слайдо и видеофиксация, зарисовка и описание материалов в полевом дневнике. Большую помощь оказали местные краеведы.
Маршруты экспедиции по изучению древней истории прошли через д. Ораки, Большое Озеро, Малое Озеро, Парная, Усть-Парная, Холмогорское, Линево, Береш, Горячегорск, Едет, Ивановка, Сорокино, Сартачуль, Темра, Косые Ложки, Родники, Ни-кольское с посещением озер Линево, Малое, Большое Круглое, Окуневое, Кедровое, Красное, Алабуга, Еловое, Инголь, Сараголь, Водопьяниха, рек Береш, Базыр, Урюп, Кадат, Объюл, горных массивов - Березовая Грива, Кедровая, Красная, Явал, Медвежонок и других.
Участники экспедиции посетили ряд археологических памятников -поселения Объюл, Инголь, в бассейне р. Береш (д. Береш и Усть-Парная), могильники и писаницы в окрестностях д. Ораки, святилище-обсерваторию в двух километрах юго-западнее с. Парная, медеплавильню южнее Березовой Гривы. В. Каражаков из с. Парная сообщил и потом показал четыре неизвестных ранее крепости на вершинах гор Ласкан, Свялик, Каиш и Медвежонок, причем на Свялике хорошо сохранились стены с бойницами, коновязь. В прежние времена там находили костяные и железные стрелы.
Удалось познакомиться с новыми материалами поселений бассейна р. Береш, некоторые из которых, в частности, патинированные клиновидные нуклеусы являются достаточно древними - 3 тыс. лет до н. э. (наконечники стрел, вкладыши, пластинки, сколы). Эти материалы были найдены С. Краснолуцким. Собраны сведения о случайных находках С. Краснолуцкого по ключу Тустуюл в окрестностях Горячегорска (каменные наконечники стрел и дротиков), медных разработках в Осиновом и Настьином логах, а также добыче меди у Малого Озера.
Памятников с наскальным искусством в районе известно немного. В 1909 г. А. В. Адрианов открыл на правом берегу р. Темра в 4 верстах выше деревни на утесе композицию из шести нарисованных охрой фигур животных. На горе Кизех-Тах (в 2 верстах северо-западнее с. Орак), вдоль южного склона выбиты точками и процарапаны 62 фигуры оленей, коз, лисиц, людей, сцен охоты, котлов, а на Красной горе, в 1,5 км северо-восточнее Орак на высоте 35 метров 18 фигур оленей, антилоп, людей, всадников.
В 1994 г. от жителей д. Малое Озеро (А. Итпеков) удалось узнать еще об одной писанице - на горе Каратаг у Большого Озера. На нижней скале выбиты сохатый, лосенок, орел, дерево, человек, кабан и овца.
Названия рек и гор в Шарыповском районе в основном тюрко-язычные, но встречаются топонимы кетские, самодийские и индо-иранские (Орак, Урюп, Объюл, Базыр, Кадат и др.). Необходимо специальное изучение топонимики района, что позволит полнее реконструировать древнюю историю этих мест.
Не всегда местные жители дают правильное толкование тем или иным названиям, необходимо все тщательно перепроверить и сделать отбор.
Большое внимание в ходе экспедиции уделялось изучению современных ремесел. Члены экспедиции знакомились с особенностями технологии мастеров, фиксировали их изделия, была собрана коллекция работ умельцев из нескольких деревень района.
Межкультурной духовной коммуникацией, изучением механизмов и закономерностей развертывания духовных процессов на современном этапе занималась старший научный сотрудник Е. Строганова. Целью ее работы было изучение истории Шарыпов-ского района, отслеживание этнокультурных процессов в формировании современной национальной среды региона, изучение современной духовной жизни, молодежных объединений, а также сбор этнографического материала к выставке, которая была запланирована по результатам экспедиции.
Были обследованы г. Шарыпово, деревни и села Косонголь, Шушь, Усть-Парная и Можары.
Программа изучения национальной культуры тесно связана с программой исследования культуры духовной. Цель выполнения программы - изучение ее во всем многообразии и различных проявлениях, приращении новых знаний о системах этнокультурных ценностей, как прошлого, так и настоящего, формирование новых этнокультурных ценностных ориентиров. Работу по изучению национальной культуры проводили Л. Новых, Г. Погребной, Т. Улейская, видеофиксацию производили Ю. Курмачев, В. Дмитриенко. Кроме того, старший научный сотрудник О. Новикова работала по узкой теме - самобытная культура хакасов-кызыльцев. Цель и задачи исследования самобытной культуры хакасов-кызыльцев заключались в мониторинге современного состояния и этнических процессов в социокультурной среде на юге Красноярского края, изучении предметов, объектов и субъектов явлений и проблем национальной культуры кызыльцев, проведение аудиовизуальной фиксации, сборе этнографического материала к выставке "Земля Сибирская".
Основным объектом исследования стали коренные жители Шарыповского района - хакасы, которые делятся на четыре этнические группы: качинцев, сагайцев, койбалов и кызыльцев. Достаточно широкая этническая картина западной части КАТЭКа - нынешнего Шарыповского района складывалась в течение нескольких столетий. В XVII веке на территории Причулымья обитали хакасы-кызыльцы, в дальнейшем объединенные в Кызыльскую Степную Думу. Именно хакасы-кызыльцы и считаются коренными жителями этих мест. Наименее изучена группа кызыльцев, которые и населяли в основном территорию Шарыповского района. Кызыльцы испокон века вели полукочевой образ жизни. Это потомки древних самодийцев и индо-иранцев, ассимилированные кетоязычным населением. Многие из них имеют светлую кожу, голубые глаза, светлые, порой курчавые волосы. Современные представители кызыльцев сегодня плохо знают свои родовую историю, национальные корни, язык. В Шарыповском музее до сих пор не уделялось внимание национальным особенностям коренных жителей района. В районном отделении крайстатуправления по результатам переписи населения 1989 г. выявлено всего 437 человек хакасской национальности.
Более глубокое изучение национального состава и национальной культуры современного Шарыповского района провела старший научный сотрудник Т. Улейская. В ее задачу входило комплектование и комплексное получение знаний и сведений о национальном составе населения, процессах его формирования в компактных национальных селах, материальной духовной культуре национальных групп, современных этнокультурных движениях в районе и, конечно, комплектование тематических коллекций для будущей экспозиции выставки.
Внешних проявлений самобытных национальных особенностей участникам экспедиции встретилось очень мало, за исключением, может быть, хакасских жилищ и их хозяев - хакасов-кызыльцев.
Большие изменения численности населения и его национального состава произошли за десятилетие с 1977 года по 1989 год. Общая численность увеличилась в 2,3 раза, при этом резко снизилось население сел и деревень района и, наоборот, более чем в 7 раз возросло население районного центра и поселков городского типа, прилегающих к нему.
Причиной такого количественного и этнического роста населения стала Всесоюзная ударная комсомольская стройка - КАТЭК. Шарыпово и Шарыповский район - вошли в состав КАТЭКа, а г. Шарыпово был определен столицей стройки. За период с 1979 по 1982-83 гг. настройку прибыло 10 комсомольских ударных отрядов из многих союзных и автономных национальных респуб-лик страны: Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины, Молдавии, Дагестана, Башкирии и др. территорий. Обширный отток молодежи, естественная миграция, безусловно, происходили, но все- таки определенная часть приехавших закреплялась. Этим как раз и объясняется широкое представительство национальностей.
В последние годы (1993- 1994) в некоторых национальных группах наблюдается пробуждение национального самосознания, обращение к своим национальным истокам, родному языку, национальной музыкальной культуре, обычаям. Как и во всей России, это проявляется в развитии национально-культурного движения в регионе, в создании национально - культурных объединений. Первыми создали свой клуб башкиры. Создают свои клубы и землячества чуваши, немцы, украинцы.
Одним из направлений изучения является производственная культура. Термин "Производственная культура" включает в себя исторически накопленный опыт материального производства с древнейших времен. Для того, чтобы лучше понять современное производство с его сложной структурой управления и хозяйствования, необходимо было, обратиться к опыту прошлого. Изучением этой проблемы занималась старший научный сотрудник Л. Шайхисламова, параллельно проводя исследование по истории и современному состоянию КАТЭКа - представителя современной культуры производства.
Четвертым направлением исследования стала программа "Политическая культура". Среди огромного количества проблем политического плана наиболее интересной, перспективной, а главное совершенно нигде не отраженной и не изученной является тема прав человека в России. Данная тема имеет международный статус, она достаточно сильно развита в современных капиталистических странах Запада и Америки. Проблема прав человека имеет различные аспекты, глубоко проникая в мораль, философию, идеологию, культуру. Инновационное изучение прав человека в прошлом и настоящем позволит формировать правовое сознание как необходимое условие для становления демократического правового государства. Работа по изучению данного направления велась по двум аспектам: "Политические репрессии в Красноярском крае в советский период" и "Изучение деятельности политических партий и общественных движений". Изучением политических репрессий в Шарыповском районе занимался старший научный сотрудник В. Сиротинин (председатель Красноярского общества "Мемориал"). Результатом проведенной работы стали копии с изучаемых документов (с которыми удалось только ознакомиться). Полученная информация о репрессированных разнесена на карточки. Всего получена информация о 187 репрессированных. Карточки находятся в общей картотеке репрессированных по Шарыповскому району и при необходимости информация с картотеки может быть получена.
Изучением деятельности политических партий и общественных движений занимался старший научный сотрудник Г. Погребной. Основной целью и задачами исследования стало выяснение роли партий и движений, влияние и значение их на жизнь в городе и на общество в целом.
Последнее направление, по которому велась работа, стал мониторинг социокультурной ситуации города и края.
Культурология современности-это, прежде всего разработка проблем восстановления и динамики самодеятельных движений в культуре. В практическом плане разработка этой проблемы предполагает мониторинг социокультурной ситуации города и края, т.е. не только исследование как таковое, но и широкий сбор информации и комплектование, выставочная деятельность, подготовка публикаций и многое другое. Изучение и мониторинг местной социокультурной ситуации предполагает так же фокусирование на аксиологической (ценностной) стороне деятельности и составляющих ее культурных движений и начинаний. Целью работы в Шарыпово стало исследование социокультурной ситуации г. Шарыпово и Шарыповского района, изучение жизни молодежи.
Метод работы заключается в проведении наблюдения и интервьюирования. Первая попытка изучения в комплексе Шарыповского района и города Шарыпово согласно программ ККИиМКа стало своеобразным экспериментом . Подведем итоги исследований. В ходе экспедиции проработан материал археологических исследований за 17 лет на КАТЭКе экспедициями ИИМК РАН и Кемеровского государственного университета, хранящиеся в архиве Березовской ГРЭС-1. В лабораторных условиях обработаны публикации материалов раскопок в зоне КАТЭКа. По итогам экспедиции написана научная статья в сборник Томского университета. Новые материалы были использованы в докладе на конференции «Этносы Сибири: история и современность». В настоящее время ведется изучение особенностей календаря кызыльцев, уходящего своим происхождением в эпоху бронзы.
Подводя итоги исследования подлинно хакасских сел Ораки, Сартачуль, Косонголь и знакомясь с яркими представителями кызыльского рода, рисуется картина удручающей нищеты людей преклонного возраста, доживающих свой век в традиционных национальных избах, в убогой обстановке, забытый своими близкими родными и государством. Эта проблема требует более глубокого и тщательного изучения в будущем.
Изучение национальной культуры района только начато. Удалось получить лишь небольшой (в сравнении с задачами) материал по материальной культуре национальностей, населяющих его, но который, тем не менее, стал одним из комплексов этнографического раздела экспозиции выставки "Земля Сибирская". Необходимо в дальнейшем расширить маршрут изучения, распространив его на все населенные пункты района, более внимательно и глубже вести изучение проявления духовной культуры этнических групп с применением средств технической пропаганды.
В итоге собрано более 80 вещественных, фотодокументальных экспонатов по
материальной и духовной культуре разных национальностей. Накоплено 25-30 минут
видеоматериала, более 30 фотокадров объектов и субъектов изучения: сведения и
свидетельство опрошенных жителей по истории сел, национальных групп,
хозяйственном укладе, обычаях, занятиях и ремеслах, развернутые
статистические данные о национальном составе и численности населения района.
В культурно-историческом центре открыта и действует выставка "Земля Сибирская",
которая явилась первой в большой программе работы, которая может лечь в основу
будущего музея производственной культуры.
Огни Сибири 13.09.1995