












Тугим узлом скрутила однажды история простую украинскую семью, живущую в башкирском селе. Отец бросил жену с пятью детьми, когда младшему еще не исполнился год. Это было в 1910 году.
В 1917 году мать вышла замуж за односельчанина. В коллективизацию вошла в колхоз. Но приехавший из армии в отпуск сын ее, средний, внес предложение об исключении нового мужа матери из колхоза, раскулачивании его и лишении избирательных прав. Младший сын (он служил и это время в армии, был курсантом полковой школы кавалерийского полка в г.Мерв Туркменской ССР) написал жалобу наркомвнуделу, который отдал распоряжение о расследовании этого вопроса, и вскоре мать была решением Верховного Совета СССР восстановлена правах. Однако пока шло разбирательство, младший брат сам был изъят из рядов Красной Армии и репрессирован, хотя никакой провинности за собой не чувствовал — защищал счастье своей матери и отчима, воспитавшего его.
Так попал в Норильск Даниил Кириллович Волошин, осужденный к 5 годам исправительно-трудовых лагерей за ... антисоветскую агитацию. Xорошо, что успел до армии кончить Риддерский горно-металлургический техникум, получить специальность техника-обогатителя, поработать техником-проектировщиком на обогатительной фабрике там же, в Риддере (переименованном в Лениногорск). Потому что, когда еще никакого проектирования в Норильске не велось, Даниил Кириллович составил технический проект Опытной обогатительной фабрики. Профессор С.П.Александров после осмотра действующего предприятия дал проекту отличную оценку.
Вместо пяти лет Волошин проработал в Норильске более двадцати пяти — уже вольным, разумеется, и реабилитированным. Он был главным инженером проекта аглофабрики, руководил группой обогатителей проектной конторы. И даже после отъезда в солнечные края вернулся («выражаю вам большую благодарность за приглашение на работу в родной Норильский комбинат») и трудился в институте «Норильскпроект» еще девять лет, немало успев сделать для реконструкции обогатительных переделов.
Разве не таким, как Волошин, стоит присваивать звание «Почетный гражданин»?
Алла Макарова
«Заполярная правда», 04.01.96