Так, с гордостью, писал в анкетах Василий Михайлович Махоткин. Он мог бы писать «полярный летчик», потому что через год после окончания летной школы в Севастополе (в 1930-м) стал работать в Главсевморпути. К тому времени, когда строительство Норильска передали НКВД, Махоткин в этих местах считался старожилом и показывал новому начальству с высоты птичьего полета тундру, озера и реки. В том же 1935 году объезжал северные просторы начальник Главсевморпути, в Норильск он летел с Махоткиным. После поездки Отто Юльевич Шмидт рассказывал:
«Полет мой на Норильск был не вполне удачным. Как раз на Стрихнинном ( Ныне — Долгое. — Ред.) озере не удалось сесть. Алексеев ( Анатолий Дмитриевич (1902-1974), участник спасения экспедиции Нобиле и первой воздушной экспедиции на Северный полюс. Герой Советского Союза (1937). — Ред.) там сидел и не взлетел, потому что был ветер и не давал взлететь. Махоткин прилетает и видит, что обстановка неблагополучная. Тем не менее Махоткин рискнул и хорошо сделал. В это время налетает ветер, и самолет моментально скатывается, и я вылетаю из самолета, меня уже схватили и удержали за хлястик. После этого я сел рядом с Махоткиным, мы привязались. Махоткин не привязывался сам и пассажиров не привязывал. В дальнейшем после этого он сажал меня только рядом с собой, и оба мы привязывались. Прекрасный летчик Махоткин, а зачем он себя не привязывает? Зачем бравирует, зачем это нужно делать, это же элементарное правило летной службы...».
Прекрасный летчик Махоткин – в этом мнении все сходились. Но – нелепый поворот судьбы: арест, обвинение в антисоветской агитации, срок – 10 лет исправительно-трудовых лагерей. И когда! Идет Великая Отечественная война, и летное мастерство, десятилетний опыт работы Махоткина в сложнейших условиях могли бы послужить делу победы. Не послужили. Почти на десять лет оторванный от любимого дела, Василий Михайлович поневоле становится норильчанином, бригадиром ремонтной службы дробильного цеха обогатительной фабрики. Освобождение придет только в 1951 ГОЛУ, Реабилитация в 1956-м за отсутствием состава преступления. Уходящий 1989-й — это год 85-летия Василия Михайловича Махоткина, летчика, известного Норильску с «донорильской» поры.
«Заполярная правда», 04.01.96 г.