Уважаемые тов. "Мемориала", здравствуйте!
Прочитал Ваше обращение и список в газете и решил немного написать, время есть - пенсионер. Я отлично знал Кужма Александра Поликарповича, профессора, доктора тех.наук, лауреата Сталинской премии, конструктора военных кораблей. Он был на поселении у нас в Енисейске после отсидки 10 лет.
Замечательный, душевный был человек (он умер в Москве, об этом писали в центральной газете). Знаете, прошел столько тюрем, а хорошее все в нем осталось. Был крепкий, высокий, кряжистый, немного тучен и слегка с рыжеватым оттенком, в роговых черных больших очках, в кожаном пальто. При нем всегда находилась сука овчарка (очень умная). Это была страсть его, кроме профессии. А свое дело он всегда очень любил. После отсидки он поехал в Москву, жены уже не было, но была приемная дочь, которая стала врачом и вот она вышла за него замуж. Очень красивая блондинка, высокая, а как его снова сослали из Москвы в Енисейск они вдвоем приехали и поселились на квартиру к одним по ул.Лыткина.
В Енисейских рем.мастерских он заведовал лабораторией по топливной аппаратуре двигателей катеров, самоходок. Вот там у него появилась мысль создать водометный катер, и создал 3-и катера различной модификации. Испытывал установки у нас на городской электростанции (у нас был большой водоем для охлажд. двиг.), где я, будучи молодым парнем, в 1950г. и познакомился с ними. И он еще преподавал зимой курсы работников катеров.
Он мне рассказывал, когда он был молодым, то работал вместе в лаборатории с Туполевым, генеральным конструктором ТУ. Они были молоды и начинали свою карьеру, строили первые аэросани. Судьба их развела: один стал знаменит, второй каторжник (правда, позднее его катер водометный увезли в Москву, испытали и вот за это, кажется, ему дали Сталинскую). Катер был сфотографирован на обложке журнала "Техника молодежи" и большая в 2 листа статья.
Водометный катер делал чуть позже и Красноярский инженер по фамилии не помню, вроде Хренников, но Кужма вперед.
У нас в Енисейске их много сослали "бывших", начиная с 1947г. Один был конструктор Сергей Сергеевич, он очень любил про море книги, и вот я как-то зашел в магазин "Книги", увидел новую книгу по морю одного адмирала флота в отставке. Я эту книгу ему и подарил, и, оказывается, этой книгой я перевернул ему последующую жизнь. А дело вот в чем. Этот адмирал (автор книги) был закадычным другом на флоте Сергея Сергеевича и служили капитанами в северном флоте на 2-х подводных лодках. Вот этот адмирал и пишет про него все хорошее и говорит, что его друг погиб в концлагерях. Тогда Сергей Сергеевич написал ему письмо, что он жив и работает в Енисейске конструктором. Адмирал выслал ему билеты-приглашения всех старых друзей на праздник встречи, деньги большие и Сергей Сергеевич с женой (сибирячкой) выехал к нему. Встреча была сильная. Позже они забрали его к себе, и он уехал вместе с женой.
Было у нас в Енисейске их много замечательных людей. С приходом их культура в Енисейске очень приподнялась, они была какие-то очень активные. Появился бокс (соревнования, даже краевые у нас были), борьба, очень сильно зимой и летом работал стадион, в ДК был организованы вечера, духовой оркестр, аккордеоны, барабаны, саксофоны, и везде играли они - пожилые поселенцы. А какие ставили пьесы. В больницах, в поликлиниках появились сильнейшие врачи, профессора, хирурги, да обо всем и не скажешь. Со мной работал моряк Кузнецов Василий Васильевич, поселенец, он был главным когда-то регистром по приемке судов из-за границы (до ареста). Курил, как и подобает моряку, трубку и ходил в морской всегда форме. Замечательный, спокойный человек, семьянин.
А одного я знал адмирала Дальневосточного флота, работал у нас. Тучный интеллигент, крепкий. Он работал электриком. Рассказывал, что его только 3 года допрашивали и возили то во Владивосток, то в Хабаровск. Позднее его реабилитировали, он уехал в Москву и работал по своей специальности. А позднее был некролог в Центральной газете, что умер бывший заслуженный адмирал флота.
Было много знаменитостей. Я бы мог рассказывать о них полдня. Адвокаты, судья, пограничники и др. специалисты.
Один у нас работал кочегаром (еврей по национальности). Рассказывал мне, что командовал эскадроном кавалерийским, гонял басмачей по пустыням, а позднее закончил Геологический факультет т работал геологом, затем тюрьма и ссылка.
Была здесь и сестра Орджоникидзе и одна из любовниц Буденного (бывшая артистка театра), была сестра Каплан.
Еще раз говорю, что в большинстве это были замечательные люди, например, хирург знаменитый Бендик, но были среди них, но это уже посаженные не в 37г., а после войны и предатели. Например, была одна, которая получила 8 лет и ссылку. Она работала на немцев в нашем госпитале и отравила мышьяком (ставила уколы) 32 офицера и солдат. Поймал ее главный врач госпиталя и из-за того, что была молодая и мать 2 девочек ей дали такой срок, а то бы расстрел.
О, я бы Вам мог рассказать всякие истории об этих ссыльных. Я знал их очень много. Да, пришлось работать мне еще с одним Гл. конструктором ссыльным Рысевым Александром Ивановичем. Замечательный человек, прост, он жив и поныне. Ему уже восемьдесят с лишним и живет в городе Мелитополе. Их и сейчас в городе осталось очень много, дети, но дети у всех носят фамилии жен, т.к. боятся люди за судьбу своих детей.
С уважением, до свидания.
Это были люди с покалеченной судьбой, а люди очень замечательные, очень!