












Говорят, что о судьбе человека может рассказать внешность, конечно, если он прожил долгую жизнь. Увидя Марию Андреевну Гайнц, невольно задерживаешь взгляд на её жилистых руках. И не стоит здесь даже изучать хиромантию для того, чтобы рассказать её судьбу. Она у неё вся на ладони.
Сама Мария – уроженка Саратовской области. В сентябре 1941 года, как и большинство немцев Поволжья, вместе со своей семьёй – матерью, отцом и тремя младшими братьями – была сослана в Сибирь. Всему виной стала война с Германией. Не по своей воле покидали немцы насиженные места. Бросали дома, нажитое добро, оставляли скот. Рушились все планы на будущее, не говоря уже о том, что для многих, а в особенности для стариков (которые доживали жизнь), не было веры и надежды на лучшую жизнь.
Ехали переселенцы, не зная, что их ждёт и как их встретит суровая сибирская земля. Рухнули сказочные замки и для 20-летней тогда Марии. Хотела она соединить свою судьбу с парнем из своей деревни, но …
И вот уже в переполненном товарном вагоне добираются переселенцы до нового места жительства. Голод и холод подкашивал не только тех, кто был слаб здоровьем, но и тех, кто физически был крепок и полон сил. С большим трудом семья Констанц добралась до Сибири, а в частности, до деревни Юксеево нашего района. Успели только обосноваться на новом месте, как в декабре 1943 года была Мария отправлена в трудовую армию, что в Бурятской республике. Труд, который выполняли женщины (их было 300 человек), был изнурителен. На день человеку выдавали 50 граммов хлеба. Жили в сырых бараках, во многих не было света, в отличие от того, в котором находилась Мария.
В шахту спускались с утра и до позднего вечера. Женщины выполняли неженскую работу (не каждый мужчина смог бы её выполнить), от которой пухли ноги и ломило суставы и трескались руки. По состоянию здоровья Марию перевели на кухню, там было легче, но всё же приходилось поднимать большие кастрюли, вёдра и т. д. Почти шесть лет пришлось трудиться Марии на этом участке и в октябре 1948 года вернуться в родительский дом, где ждала её родная семья.
Ни для кого не секрет, что послевоенное время не баловало предыдущее поколение, как в Сибири, так и в других регионах нашей страны. Было трудно не только переселенцам, но и коренным жителям. Работать приходилось много и с полной отдачей. Марию не тяготила никакая работа. Она была привычна ко всему. Трудилась дояркой, в доме инвалидов кладовщицей, техничкой в БМСШ № 1. Последние годы работала в комбинате бытового обслуживания, откуда и ушла на пенсию. С того, теперь уже далёкого для неё военного и послевоенного времени, прошло много лет. В 1951 году вышла замуж, воспитала и вырастила четверых детей, похоронила мужа. Были в её жизни и горести, и радости, впрочем, как у каждого человека. Но с болью в душе вспоминает Мария Андреевна Гайнц тот товарный поезд и тот холодный вагон, который отстукивал километры в сторону далёкой Сибири, оставляя в её памяти ту родную деревеньку, что в Саратовской области.
Воскрешают её память и те далёкие шесть лет, проведённые в трудовой армии, где
каждый день приходилось бороться за своё существование.
Знает она цену жизни и любит её, как никто другой.
И. Кочурова.
НОВОЕ ВРЕМЯ, № 47, 30.04.1996.