Вера Николаевна Гадалова. Широкому кругу людей о ней ничего не известно. Ее судьба сложилась так, что в ней было беззаботное и обеспеченное детство, удачное замужество и семейное благополучие. Но самым счастливым периодом ее жизни был тот, который навсегда украсил историю города Красноярска, когда она самозабвенно занималась благотворительностью и попечительством сирот. Не обошли ее стороной и революционное насилие, и кровавые большевистские репрессии. В годину лихолетья она была зачислена в разряд "врагов советской власти", прошла через застенки ОГПУ, НКВД, побывала в ГУЛАГе. Несколько десятилетий запрещалось упоминать ее имя. Впервые тепло упоминается о В. Н. Гадаловои и ее подвижничестве в очерке "Отцы города", опубликованном мною 16 марта 1991 года в "Красноярском рабочем". Крупица к крупице собирались новые сведения. И вот спустя пять лет появился ее исторический портрет.
Вера родилась 29 августа 1867 года в Москве в •зажиточной купеческой семье Яковлевых. И, как в то время было принято, она получила хорошее домашнее воспитание, училась в одной из московских женских гимназий. Когда ей пошел 22-й год, она познакомилась с сибиряком Петром Гадаловым. Знакомство произошло в Москве, в доме его отца. И. Г. Гадалова, на улице Елоховской, На 5—9. Между купцами Гадальным и Яковлевым были мною общего. Их объединяла торговля в Сибири. И. Г. Гадалов имел большое торговое дело в Красноярске, Канске, Енисейске и Томске, а Яковлев — в городах Иркутске и Чите. Знакомство Веры и Петра вскоре завершилось свадьбой. Молодой купец увез московскую девицу в Сибирь, в Красноярск. И город на Енисее стал для нее второй родиной. Здесь она прожила и счастливую, и трагическую пору своей жизни.
Войдя в семью Гадаловых, Вера Николаевна приняла на себя заботу о большом, хлопотном домашнем хозяйстве. А когда в семье в 1891 и в 1894 годах появились на свет сын Иван и дочь Вера, забот прибавилось еще больше, зато Дети получили прекрасное образование.
Конечно, купеческая Москва многое заложила в Вере Николаевне. Большой знаток истории российского купечества П. А. Бурышкин писал, что Москва влияла на людей не только развитием торговли, промышленности и культуры, но и проникновением в их жизнь меценатства. И Вера Николаевна как-то незаметно, но целеустремленно включается в благородное дело.
Свои первые шаги в благотворительности она начинает с простых, распространенных в те годы в Красноярске действий. Посещая театр, старается но подписным листам вносить небольшие суммы денег в пользу бедных учениц гимназии. Оказывает денежную помощь и бедствующим горожанам, особенно в православные праздники. Находясь в большой семье купцов Гадаловых, которые считались крупными торгово-промышленными и общественными деятелями и меценатами, она все чаще ловит себя на мысли, что добиться результатов в благотворительности я попечительстве можно, если заниматься этим основательно.
Толчком к более активной благотворительной деятельности В. Н. Гадаловой послужило начало русско-японской войны в январе 1904 года. 6 февраля енисейский губернатор, генерал-майор И. А. Айгустов, он же и председатель губернского управления российского Общества Красного Креста, через городские газеты обратился к населению губернии с просьбой возобновить работу красноярского Дамского комитета с целью оказании помощи русским воинам по случаю открытия военных действий на Дальнем Востоке, 11 февраля 1904 года с разрешения енисейского губернатора красноярский Дамский комитет начинает свою деятельность.
Председателем комитета была назначена известная красноярская меценатка Е. П. Кузнецова, а казначеем - В. Н. Гадалова. Семейство Гадаловых сразу же выделяет комитету помещение в своем доме, и он возрождается, словно птица Феникс.
В. Н. Гадалова вошла в Дамский комитет не случайно. Именитая купеческая семья сохраняла традицию своего участия в нем. Еще 28 октября 1883 года в Красноярске был создан этот комитет, чтобы оказывать помощь бедствующим переселенцам, следовавшим через Красноярск на Дальний Восток. Документы свидетельствуют, что гадаловская семья не только активно участвовала в создании комитета, но и вносила для переселенцев крупные суммы денег.
Уже в марте 1904 года от Гадаловых через Дамский комитет поступила раненым воинам первая благотворительная помощь в виде разного товара на большую сумму денег. Через месяц Дамским комитетом был организован драматический спектакль для сбора денег в пользу раненых воинов и семейств запасных нижних чинов, призванных для войны с Японией. Казначеем Дамского комитета В. Н. Гадаловой под квитанцию было собрано 675 рублей, сумма по тем временам очень большая (например, 1 кг мяса стоил 28 копеек, сахар — 50 копеек). А потом Дамский комитет, и прежде всего В. Н. Гадалова, регулярно организовывали в юродском саду "народные гуляния", а в театре — спектакли, собирая кружечно и лотерейно деньги, оказывая этим посильную помощь нуждающимся.
Закончилась русско-японская война, и перед В. Н. Гадаловой встал вопрос, как использовать красноярский Дамский комитет в условиях мирного времени. К 1910 году в Красноярске прогрессировал туберкулез. Для борьбы с ним по примеру Москвы красноярский Дамский комитет совместно с обществом врачей Енисейской губернии стал проводить день белой ромашки - день благотворительных базаров в пользу больных туберкулезом. Вот как, по сообщению "Сибирской мысли", проходил день белой ромашки в мае 1912 года в нашем городе. "С самого утра весь день В. Н. Гадалова и М. Г. Гумницкая, жена горного инженера, на автомобиле развозили по городу белую ромашку и продавали ее. Пожертвования пошли на борьбу с туберкулезом". В иные годы В. Н. Гадаловой удавалось собирать для больных туберкулезом по 5 тысяч рублей (!).
В 1908-1913 годах В. Н. Гадалова, продолжая заниматься благотворительностью, следит за строительством своего особняка (нынешний художественный музей имени В. И. Сурикова). Ей удается построить одно из красивейших зданий в городе, в котором закладывался зимний сад. Она принимает в своем доме именитых гостей — всемирно известного путешественника норвежца Фритьофа Нансена и члена Государственной Думы С. В. Востротина, министров, генерал-губернатора Восточной Сибири. Она помогала своему мужу П. И. Гадалову, ставшему к этому времени крупным купцом и общественным деятелем, в работе над проектом использования Северного морского пути в торгово-промышленных сношениях Сибири с Европой. Она активно участвовала в совещаниях, в которых П. И. Гадалов решал вопросы строительства в городе первого большого кинотеатра "Патеграф", способствовала открытию общественной библиотеки в своем доме.
1914 год. На Россию внезапно обрушивается первая мировая война. С фронта в Красноярск возвращаются сотни раненых и искалеченных воинов, и всем надо помогать. С самых первых дней войны красноярский Дамский комитет начинает активную работу и размещается опять в доме П. И. Гадалова. К этому времени В. Н.
Гадалова, активный участник благотворительного движения, член комитета Синельниковского благотворительного общества, избирается еще и членом Красноярского комитета Сибирского общества по оказанию помощи больным и раненым воинам.
Вместе со своим мужем П. И. Гадаловьгм она занимается" устройством и открытием в своем доме госпиталя и санатория для раненых и больных воинов. Как член ревизионной комиссии Дамского комитета лично участвует в сборе теплых вещей для солдат 30-го и 31-го полков. Для работы в Дамском комитете привлекает и двоюродного брата своего мужа — Н. Н. Гадалова, золотопромышленника и пароходовладелъца. Он возглавил ревизионную комиссию комитета. По просьбе В. Н. Гадаловой Александровское золотопромышленное акционерное общество, директором которого был Н. Н. Гадалов, в 1914—1919 годах ежегодно выделяет из своего капитала деньги на благотворительные цели Дамскому комитету. Осенью 1914 года, несмотря на разгоревшуюся войну, все благотворители Красноярска, и В. Н. Гадалова тоже, участвовали в "Празднике сердца" — сборе денег для обездоленных, который проводился по призыву епископа Енисейского и Красноярского Никона.
Несколько лет она входила в попечительный совет Красноярской женской гимназии, хорошо знала нужды образования и всячески ему помогала. Особо заботилась она о попечительстве сиротских детей. Жена купца первой гильдии, женщина состоятельная, она не гнушалась работать участковым попечителем Синельниковского благотворительного общества, в попечительном совете сиротского дома имени Т. И. Щеголевой. В. Н. Гадалова постоянно устраивает для сиротских детей игры "Ключи счастья", базар дамских рукоделий, продажу пасхальных яиц, проводит православные праздники и художественные вечера.
С 1907 по 1914 год В. Н. Гадалова состояла членом попечительного совета Ольганского приюта "Трудолюбие" для детей переселенцев в Красноярске. На летний период она вывозила приютских детей на загородную заимку, принадлежавшую ее семье. На заимке дети занимались сельскохозяйственной работой, заготавливая для приюта на зиму продукты питания.
С 1907 по 1914 год В. Н. Гадалова состояла членом попечительного совета Ольгинского приюта "Трудолюбие" для детей переселенцев в Красноярске. На летний период она вывозила приютских детей на загородную заимку, принадлежавшую ее семье. На заимке дети занимались сельскохозяйственной работой, заготавливая для приюта на зиму продукты питания.
В 1848 году в Красноярске на деньги купцов-золотопромышленников был открыт Владимирский детский приют. В течение нескольких десятилетий на его содержание жертвовали деньги Кузнецовы и Гадаловы. В 1913 году после смерти Е. П. Кузнецовой, сделавшей много хорошего для приюта, его попечительницей становится В. Н. Гадалова. В течение 11 лет будет для сиротских детей заботливой матерью, разделив с ними невзгоды революционной разрухи, большевистского насилия и голод. Когда В. Н. Гадалова приняла приют, в нем содержалось 73 девочки-сиротки. Они проходили курс обучения в четырехклассном женском училище. Кроме учебы за партой, приютских детей обучали светским манерам поведения, шитью одежды, вышиванию, приготовлению пищи. Приняв на себя приют, В. Н. Гадалова сразу же приступает к поиску денег на его содержание. Несмотря на сильную занятость работой в Дамском комитете, выкраивает время и в 1914 году проводит лотерею. Распространив 5.716 билетов, собирает для приюта 1.429 рублей.
После октябрьского переворота 1917 года содержание приюта стало дорожать. Чтобы помочь детям выжить, В. Н. Гадалова опять устраивает денежную лотерею. "Свободная Сибирь" сообщала в 1917 году, что лотерея прошла с большим успехом. В. Н. Гадалова хорошо понимала, что сиротских детей надо готовить к самостоятельной жизни, давать им навыки труда. С этой целью в декабре 1917 года она с помощью Александровского золотопромышленного акционерного общества занимается устройством ремесленных классов для Владимирского детского приюта.
1 мая .1918 года В. Н. Гадалову и ее семью постигло большое горе. Умер ее муж и отец семейства П. И. Гадалов, который в течение многих лет был ее главным помощником в попечительстве и меценатстве. 30 тысяч рублей, на которые он был застрахован, В. Н. Гадалова передает на содержание приютских детей. Через год в память о муже Вера Николаевна выделяет из собственного бюджета 500 рублей на "улучшение стола" в городских детских приютах.
Опека сирот для В. Н. Гадаловой уже давно стала смыслом ее жизни, и взяла она их под свое крыло по велению христианской души. Во Владимирском приюте черпала она свои силы и успевала сделать многое: руководила его попечительным советом, изыскивала деньги на его содержание и ремонт, закупала продукты, устраивала для детей литературные и музыкальные вечера. Особенно памятным остался конец 1919 года, когда В. Н. Гадалова провела в пользу Владимирского приюта крупную лотерею, собрав 99.097 рублей. В общую копилку приюта внесла и свои 1.300 рублей.
Наступил 1920 год. Большевики, захватив снова Красноярск, объявили благотворительность и попечительство, имевшие глубокие исторические корни, явлением, чуждым новой идеологии. "Буржуазные приюты" •Закрываются, сиротам деваться некуда. И снова она приходит к ним на помощь. Уже давно соединив свою судьбу с судьбой сирот, из высокого чувства христианского сострадания В. Н. Гадалова переселяет детей Владимирского приюта к себе в дом и берет их под свою женскую защиту. Но длилось это недолго. Весной 1924 года большевики выбрасывают В. Н. Гадалову вместе с семьей и сиротскими детьми из ее собственного дома на улицу. Красноярское попечительство сиротских детей, просуществовавшее 76 лет, уничтожается большевиками в один день. На Гадаловых обрушивается шквал большевистских репрессий. В 1932 году, ОПТУ, за принадлежность к купеческому сословию упрятало в ГУЛАГ В. Н. Гадалову, ее сына Ивана, и дочь Веру. Вера Николаевна тянула лагерную лямку 3 года, дочь Вера отбыла на гулаговской каторге 19 лет, сын Иван и внук Олег в 1937 году были расстреляны энкавэдистами. В. Н. Гадалова умерла предположительно в 1940 году в Ялте.
Сегодня, как и много десятилетий тому назад, сиротские дети опять попали в беду, у них нет пиши, тепла, материнской ласки. Они сильно нуждаются в заботливом человеке. И будет большим счастьем для сиротских детей, если они встретят на своем пути такую заботливую попечительницу, какой была Вера Николаевна Гадалова. Думаю, стоит назвать ее именем один из приютов Красноярска.
Леонид КИСЕЛЕВ.
Красноярский рабочий 15.06.96