Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«Обвинен необоснованно»


На страницах районной газеты в 1996 году вкратце уже рассказывалось о судьбе бывшего председателя колхоза «Новый путь» (д.Кумыры) Кирилла Ускова, который в начале 30-х годов был арестован, а затем расстрелян по надуманному обвинению. Сейчас он посмертно реабилитирован. Оказывается, пострадал он тогда не один. В прошедшем же году стало известно о судьбе его заместителя, Дмитрия Афанасьевича Андреева. Правда, он остался жив, и даже вернулся после заключения домой. Но так и не узнал при жизни, что его реабилитировали.

Итак, документы, поступившие из управления федеральной службы безопасности по Красноярскому краю, свидетельствуют, что Дмитрия Афанасьевича Андреева, 1901 года рождения, уроженца и жителя д.Кумыры Ачинского района Западно-Сибирского края, работавшего заместителем председателя колхоза «Новый путь», арестовали органы ОГПУ 14 апреля 1933 года. Необоснованно обвинили в том, что, якобы, являлся «членом контрреволюционной вредительской организации».

Постановлением тройки при полномочном представительстве ОГПУ по Западно-Сибирскому краю от 23 апреля 1933 года Д.А.Андрееву назначили наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет. Поскольку осудили его по политическим мотивам, то таких заключенных, как правило, никогда не амнистировали, и они отбывали срок полностью. Если, конечно, им его во время заключения не добавляли.

Дмитрия Афанасьевича официально должны были отпустить из лагеря на Дальнем Востоке в апреле 1943 года. Поскольку шла Великая Отечественная война, политических заключенных, у которых заканчивался срок, домой не отправляли. Их переводили в категорию вольнонаемных, расконвоировали, и они должны были оставаться там же, при лагере, до конца войны.

Например, так произошло с известным советским поэтом, а потом политическим заключенным, осужденным на пять лет, Николаем Заболоцким. Да и не только с ним, а с десятками и сотнями тысяч зеков, которые получили срок до войны по печально известной 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР.

Дмитрий Афанасьевич, хоть и был официально освобожден, попал домой только в октябре 1945 года. Да и то, по семейному преданию, он вместе с такими же бедолагами был отправлен на Запад, на уборку урожая. А в Ачинске Дмитрий Афанасьевич самовольно слез с эшелона, чтобы после более 12 с половиной лет вернуться в родное село.

19 июня 1956 года по определению Военного Трибунала Сибирского военного округа постановление тройки ОГПУ, согласно которому Д.А.Андреев осужден на 10 лет, отменили, а дело производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Тогда же он был реабилитирован. Однако, по существующим порядкам, бывшим осужденным по политическим мотивам, если только они сами не обращались в правоохранительные органы, справки о реабилитации не выдавались. Поэтому соответствующий документ на своего отца из Новосибирска получила в прошедшем году его дочь Прасковья Дмитриевна Урдаева, жительница райцентра. Прокуратура Красноярского края выслала ей также справку о признании ее пострадавшей от политических репрессий. Поскольку имущество у Андреевых при аресте главы семьи не изымалось, то вопрос о выплате компенсации наследниками не поднимался.

В.Ряжев
«Вести», 14.01.97


/Документы/Публикации 1990-е