НАПОМИНАЮ нашим читателям, что уже второй год действуют изменения, внесенные в Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно этим изменениям, дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке и на спецпоселении, также признаются реабилитированными и должны получить об этом соответствующую справку.
Естественно, наши граждане, пострадавшие когда-то от государства, не преминули воспользоваться правом, данным им законом, и устремились в местные администрации и органы внутренних дел за справками.
Однако многие получили отказ, Основание — отсутствие документальных материалов, необходимых для принятия решения о реабилитации.
Как, например, сын или дочь могут доказать, что родились они и какое-то время росли в лагере, если об этом нигде не записано (а именно так обстоят дела у большинства родившихся в заключении), а родители, которые могли бы подтвердить этот факт, давно умерли?
Практически невозможно получить справку пострадавшему, у которого был осужден только отец. Принято считать, что детей оставляли с матерями или родственниками, и даже если в действительности сын шел по этапу вместе с отцом, доказать это сегодня чрезвычайно трудно.
Принятый Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий", опубликованный 6 мая 1996 г. в "Российской газете", который, казалось, дал надежду детям репрессированных быть восстановленными в правах.
В указе, в частности, говорится: "В случае отсутствия документальных материалов... органы внутренних дел Российской Федерации и органы прокуратуры... направляют соответствующие материалы в суд для установления факта нахождения граждан вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении".
На основании решения суда составляются заключения и выдаются справки. В комиссиях по реабилитации при местных администрациях районов и городов края такой порядок был встречен с одобрением, так как самим гражданам добиться чего-либо в короткие сроки от переполненных делами судов практически невозможно, а вот иски уполномоченных органов могли бы быть рассмотрены без лишних проволочек.
Однако прокуратура, органы внутренних дел считают, что такой порядок противореча Гражданскому кодексу, который запрещает милиции предъявлять иски в суды.
И вновь граждане оказались один на один со своими проблемами, так как собирать доказательства по-прежнему ос тается только им. Сложившая ся ситуация вновь препятствует в получении причитающихся льгот, предусмотренных дл? реабилитированных.
А льготы, напомним, значительные: для пенсионеров и инвалидов — бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ-968М мотоколяской, бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда, бесплатная установка телефона, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов).
Напомню, что почти везде эти льготы предоставляются реабилитированным по первому требованию. Сложнее с бесплатной установкой телефона.
В заключение отмечу, что в отношении лиц, признанных ранее пострадавшими, сохраняется такой же порядок при-знания их реабилитированными.
А. СИМОНЕНКО, начальник отдела регистрации управления юстиции.
Юридические диалоги март 1997