Шел 1944 год. Я училась во втором классе Красноярской школы № 11. Очень любила школу и своих кукол.
Однажды на уроке чтения в учебнике "Родная речь" мы прочли небольшой рассказ об одном американском мальчике Гарри Айзмане. Он помогал американским коммунистам, и власти за это притесняли его. Рассказ мы разобрали, ответили на вопросы учительницы-. Всем нам этот мальчик очень понравился. А мне понравились еще его имя и фамилия.
Дома я любила играть с куклами в школу. Одну из кукол я сразу же назвала Гарри Айзман. И сшила для своего американца маленькие (со спичечный коробок) тетрадки. Все домашние работы, которые нам задавали, я старательно переписывала еще и в эти тетрадки-малютки и всегда брала гаррины тетрадки с собой в школу.
И вот однажды на уроке математики мы проверяли домашнюю работу, а у моей подруги Клары Ивановой ее не было. Я ей и подсунула тетрадь Гарри. Наша учительница Елизавета Андреевна заметила маленькую тетрадочку у Клары и стала ее рассматривать,- потом вдруг похвалила мою подругу за то, что та нашла выход из положения и все-таки сделала домашнюю работу. С тетрадями тогда было трудно: шла война. Получилось, что подругу выручил американский мальчик Гарри.
Прошли годы. В 1957 году я окончила пединститут и поехала работать по распределению в село Самойловку Абанского района. Там я нашла, как говорится, свою судьбу и позже вернулась в Красноярск.
Прошло еще много лег. Был ухе вроде 1987 год, точно не помню. Как- то открываю газету "Красноярский рабочий" и там крупными буквами напечатано, что в нага город приезжает видный американский политический деятель Гарри Айзман, и напечатано его фото.
Читаю... Оказывается, Гарри был в ссылке в Красноярском крае. В селе Самойловка Абанского района! Это село он и намеревался посетить. Изумлению моему не было предела.
Мало того, что я как бы встретилась со своим старым знакомым, так еще мы с ним были в одном и том же селе. Мистика какая-то!
Потом газета писала, что в самойловском клубе была встреча с Гарри Айзманом. Говорят, он на сцену пригласил свою хозяйку, у которой квартировал, и расцеловал ее. Это била всем известная там Данчиха.
Стала я интересоваться, как же Гарри попал в Самойловку...
Жил он там в начале пятидесятых годов, работал в МТС, хорошо творил по-русски и ничем не отличался от наших парней. Ссыльных в Самойловке было много — из Прибалтики, Польши, с Украины.
Как попал гражданин США в нашу ссылку? Я так подумала... Наверное, его вывезли из Америки в Советский Союз, чтобы спасти, а когда он подрос, записали в американские шпионы.
А может, и по-другому все было, но история интересная, правда?
Г. МОИСЕЙЧЕНКО.
Красноярск.
Красноярский рабочий 31.01997